Железная леди The Iron Lady
Фильм посвящён жизни и политической карьере Маргарет Тэтчер — первой и единственной женщине
Для режиссёра Филлиды Ллойд эта лента стала второй полнометражной не телевизионной работой. До этого она уже успела прославиться мюзиклом «Мамма MIA!», в котором акцент был сделан не столько на «мелодичность», сколько на «громкость» (яркость костюмов, пафос знаменитых актёров
В таком же духе снят и фильм «Железная леди», в котором на первый план выдвинута женственность Маргарет Тэтчер, а не образ «пожалуй, самого мужественного из всех политиков в британском парламенте», как нередко говорили о ней современники.
В фильме нарочито показывается старая, больная женщина, всем своим видом показывающая беспомощность в окружающем мире. Складывается впечатление, что авторы картины хотели сыграть на контрасте: в то время, как Маргарет Тэтчер запомнили сильной и решительной женщиной, которая вела за собой всю страну — на экране она вдруг оказывается беспомощной старухой, не способной даже самостоятельно одеться.
Старческие сцены Тэтчер выглядят как закулисье спектакля, который
Вот она и бродит из угла в угол, став призраком своей прошлой жизни: то ли искупающим вину за прошлые ошибки, то ли получив долгожданное право на покой после столь непростой жизни.
Начинается и оканчивается картина с домашних сцен. Дом, в котором Тэтчер осталась на старости лет, в её личном восприятии наполнен воспоминаниями о самых разных событиях из её жизни: всякая случайно попадающая ей на глаза вещица заставляет её мысленно перенестись на несколько десятков лет назад.
Её жилище наполнено атмосферой неподвижности и остановившегося времени. Не случайно оканчивается картина протяжной статичной сценой, в которой Тэтчер дряхлыми шажками идёт по коридору, пока не исчезает в одной из комнат. И если обычно байопики о столь знаменитых личностях оканчивают сценой смерти (по разному обыгранными), то в этой ленте показывается символическая смерть. Ведь Тэтчер здесь — это уже абсолютно беспомощный, дряхлый человек, который не способен практически ни на что — в ней уже мертва та легендарная «железная леди».
Справиться со столь сложной ролью, когда приходилось в рамках одного фильма сыграть одного и того же человека в сразу нескольких абсолютно разных возрастах и состояниях, поручили Мэрил Стрип. В итоге лента дала повод в очередной раз сказать о недюжинном таланте этой актрисы и осыпать её очередными аплодисментами стоя.
Большое внимание уделено гриму, который с одной стороны, конечно же, придаёт актрисе некоторую правдоподобность, но с другой — заставляет всматриваться в черты несходства. Вытянутое лицо Стрип так и не удалось гримёрам «вписать» во всем известный овал лица политика. Кроме того, в отдельных сценах несложно заметить искусственность лица героини, некоторые мускулы которого выглядят просто атрофированными. Тем не менее, старания бессменного личного гримёра Мерил Стрип были отмечены Оскаром.
Не сидела бы в режиссёрском кресле женщина, и не было бы в этой ленте столь сильного акцента на женственность главной героини — наверное, не было бы и столь сильного внимания к внешнему виду актрисы. Платья и костюмы на Тэтчер меняются практически в каждом эпизоде, так что и не верится, что в своё время политика постоянно упрекали в несколько неуклюжей манере одеваться.
За последнее десятилетие это уже третья оскароносная картина о британских политиках, что становится закономерностью. В 2007 году Хэлен Миррен получила Оскар за лучшую женскую роль в «Королеве» (рассказывающей о Елизавете II), в 2011 году четыре Оскара собрал «Король говорит!» (о Георге VI), а в этом — две статуэтки Американской Киноакадемии отхватила «Железная леди».