Зодиак Zodiac

oKino:
7.5
7.5/10
из 10
IMDb: 7.7 (228,493)
Смотреть трейлер
Сюжет

В августе 1969-го в газету Сан-Франциско Хроник поступает тревожное письмо, в котором неизвестный заявляет, что только что убил человека, и хочет, чтобы эта информация была опубликована. Это письмо тут же привлекает внимание двух работников газеты, карикатуриста Роберт Грайсмит и репортера Пола Эйвери, а также представителей полиции, детектива Дейва Тоши и его напарника Уильяма Армстронга. Таинственный убийца, назвавший себя Зодиаком, вскоре присылает ещё письма с сообщениями о новых его жертвах и с шифром, в котором якобы содержится информация о нём. Часть шифра удаётся расшифровать, однако это не помогает установить личность серийного убийцы. Количество жертв Зодиака продолжает расти, а полицейское расследование затягивается, и лишь спустя два года удаётся найти долгожданные зацепки, которые выводят детективов на след человека по имени Артур Ли Аллен, предполагаемого Зодиака. Однако их подозрения не оправдываются, и дело вновь оказывается в тупике. Аж до 1991 года, когда новые улики позволяют возобновить расследование и приблизиться к шокирующей разгадке… Фильм основан на реальных событиях.

Трейлер №1
Кадры
Рецензии

Зодиак


Дэвид Финчер, один из главных режиссеров Голливуда, это тот человек, про которого с уверенностью можно сказать, что снимать фильмы он умеет. И не просто умеет — а делает это мастерски. От его фильмов никогда не знаешь, что ожидать, даже если по синопсису и сюжету кажется, что все кристально ясно. Потому постановщик и занимает то место, на котором он сейчас — ведь, как никто лучше, он умеет удивлять. И если в случае «Семи», или «Бойцовского клуба», до сих пор отправляющих зрителей в эмоциональный нокаут, дело больше в самом сюжете, то в таких фильмах, как «Зодиак» на первый план выходит именно режиссура.

Неторопливо, и во всех подробностях, «Зодиак» рассказывает историю одноименного серийного убийцы, действовавшего в Америке в 60-е годы. Внимание всей страны маньяк привлек не столько количеством, или жестокостью своих преступлений, сколько издевательскими письмами, отправляемыми им в газеты. Первое из таких посланий в подробностях описывало убийство влюбленной парочки, с которого и начинаются события самого фильма. За работу над делом берутся сразу трое — карикатурист и любитель кроссвордов Роберт Грейсмит, опытный детектив Дэвид Тоски и эксцентричный журналист Пол Эйвери. Ход расследования усложняют криптограммы, прилагаемые убийцей к письмам — в них, если верить Зодиаку, содержится информация о нем самом. Сначала по отдельности, а после и объединяя усилия, герои пытаются схватить маньяка — а пока, тот продолжает свою кровавую поступь.

Известный факт — перед началом работы над фильмом, Финчер потратил около 18 месяцев на изучение дела Зодиака, общение со свидетелями тех преступлений и разработку собственной версии о личности преступника, который так и не был пойман. Время было потрачено не зря — такого полномасштабного, подробного и дотошного во всех мелких деталях, фильма экраны еще не видели. «Зодиака» можно было бы назвать полномасштабным экскурсом в криминалистику и практически документальной историей о грандиозных преступлениях, если бы не одно «Но». Все бесчисленные детали, улики, зацепки и теории о личности маньяка, занимая без малого три часа, к запуску титров складываются воедино в один из лучших, если не лучший, детективов за последние годы. В рамках, казалось бы, навеки заштампованного жанра, Финчер снял такой фильм, при описании которого, слова, вроде «клише» звучат как-то неуместно. Ни на миллиметр не отклоняясь от реальных событий, «Зодиак» нисколько не страдает занудством школьного учебника, так же как и не думает скатываться до уровня цветастых комиксов. Продолжая аналогию с литературой, «Зодиака» можно сравнить скорее с книгой, рассказывающей о том же, что написано в учебнике, но не только более доступным, но и гораздо более живым языком. Финчер и сам явно заинтересовался историей легендарного убийцы и, подойдя к съемкам со всей ответственностью, сумел сделать так, чтобы его интерес передался и зрителю. Сюжет фильма, хоть и растягивается на длительность, превышающую стандартные два часа на целых сорок минут, провиснуть за все это время не успевает ни разу. Режиссер ведет сразу несколько сюжетных линий, каждая из которых, подобно снежному кому, обрастает деталями и фактами, ничего не значащими по отдельности и становящимися определяющими вместе. И вот так вот, неторопливо и расчетливо, Финчер, как Индиана Джонс, собирает обломки утерянного сокровища, чтобы к концовке, представить его репродукцию собственного производства. И может, она выглядит немного, или совсем не так, как выглядела в начале, это и не важно — ведь блестит она так же ярко.

История, рассказанная Дэвидом Финчером, основана на книгах Роберта Грейсмита, который работал над романами, изучая подробности реального дела о кровавой «деятельности» маньяка по прозвищу Зодиак. 1969 год, Соединенные Штаты Америки. Жители Калифорнии потрясены появлением нового убийцы, который с особой жестокостью расправляется с молодыми парочками, уединившимися на природе. Маньяк, называющий себя Зодиак, приобретает известность еще и по той причине, что он является первым убийцей-графоманом. Он с нескрываемой иронией рассылает в самые крупные печатные издания секретные полицейские данные о своих убийствах, после чего обращается к читателям, рассуждая на различные темы о религиозной морали и своем предназначении. Расследование ведут сразу несколько сторон: полиция в лице инспекторов Дэвида Точи (Марк Руффало) и Уильяма Армстронга (Энтони Эдвартс) и пресса, в частности, публицист из газеты «Сан-Франциско хроникалс» Пол Авери (Роберт Дауни-младший).

Но все попытки найти хитроумного маньяка оказываются тщетными. Зодиак продолжает убивать, издеваясь над стражами порядка. Зодиак принимает участие в известнейшем телешоу, дозвонившись в студию во время прямого эфира. Затем он создает панику, во всеуслышание заявив, что перестреляет всех пассажиров одного из школьных автобусов. Работу полиции затрудняет еще и тот факт, что тысячи психически нездоровых людей начали подражать Зодиаку, пытаясь выдать себя за известного преступника. Маньяк исчезал на несколько лет, затем снова появлялся, оставлял свой кровавый след и снова затихал. В 1979 году, казалось, о Зодиаке все окончательно забыли. Но не все. Молодой карикатурист Роберт Гресмит (Джейк Джилленхолл) — мелкий работник «Сан-Франциско хроникалс» — посвящает всю свою жизнь изучению преступлений убийцы, и спустя десятки лет он продвинулся в этом деле гораздо дальше полиции.

Отмечу, что совпадение имен карикатуриста и автора романа «Зодиак» не случайны. Поскольку фильм основан на реальных событиях, не трудно догадаться, что персонаж Джейка Джилленхолла и автор романа, по которому снят фильм, — это одно и то же лицо. В чем прелесть и неповторимость работы Дэвида Финчера? Мы привыкли, что фильмы, снятые по реальным событиям, обычно лишь косвенно имеют отношение к оригинальной истории. Но в случае с картиной «Зодиак» — это совсем не так. Даже наоборот, знаменитый режиссер потратил невообразимое количество времени, изучая каждую подробность громкого дела о маньяке. А затем чертовски профессионально экранизировал историю, обратив внимание на максимальную достоверность и на каждую деталь. Благодаря этому, фильм смотрится несколько слишком размеренно и затянуто, зато очень интересно.

Самым ярким, на мой взгляд, оказался образ публициста Пола Авери, которого с уже привычным блеском сыграл великолепный Роберт Дауни-младший. Благодаря таланту Роберта, очень убедительно показана история журналиста, которому дело о Зодиаке сломало всю жизнь. В течение ленты Авери из успешного литератора превращается в никчемного алкоголика, не способного даже взять себя и свою жизнь в руки. Не менее колоритный и образ детектива Дэвида Точи, который также, как и Авери, не сумев поймать Зодиака, постепенно деградировал. Выдержал испытание одержимостью делом маньяка лишь Роберт Грейсмит, позднее заработавший себе состояние романами о Зодиаке.

«Зодиак» — долгое (режиссерская версия 160 минут), захватывающее, профессиональное кино для тех, кто любит детальную экранизацию громких уголовных дел.

Зло должно быть наказано. Во всяком случае, именно на это мы надеемся, когда слышим жуткие новости об убийствах. Мы не хотим просыпаться ночью от неведомых шорохов в страхе, что преступник где-то близко и охотится на нас, что каждый может стать его случайной жертвой. Мы мечтаем об обществе, которое сможет защитить и обеспечить существование без постоянной боязни за свою жизнь. Но далеко не каждый убийца пойман. И что делать, когда за одним убийством следует второе, третье, пятое, десятое, а маньяк и дальше разгуливает на свободе? К сожалению, таких нераскрытых дел у служителей закона много. Об одном из них — деле непойманного серийного убийцы — был снят криминальный триллер «Зодиак».

Фильм базируется на реальных событиях и начинается рассказом о письме неизвестного в газету «Сан-Франциско Хроник», в котором он описывает собственноручное убийство человека. Дело не окончилось одним письмом. Сообщения о новых жертвах начали появляться все чаще и чаще. За расследование взялись детективы Дейв Тоши и Уильям Армстронг, а также репортер Пол Эйвери и карикатурист Роберт Грэйсмит. Как ни странно, но именно последнему удалось найти наибольшее количество зацепок, хотя это и было нелегко. Следствие затянулось на долгих два года, после которых был найден главный подозреваемый — Артур Ли Аллен. Но улик слишком мало, и Артура не могут арестовать. Дело, оказавшееся в тупике, возобновляется через несколько лет в связи с появлением новых доказательств. Но удастся ли схватить маньяка или он так и останется безнаказанным?

«Зодиак» — один из тех редких фильмов, в которых нет четко определенного главного героя. Тем не менее, персонажей на это звание несколько. Судить их игру сложновато, так как никто из них особо не выделяется из общей толпы. Все же следует заметить хорошее исполнение роли Грэйсмита Джейком Джилленхолом. Он прекрасно вжился в образ обычного парня, сумевшего довести до конца дело, о котором другие уже забыли. Как жаль, что вся его работа оказалась никому не нужна. Отлично заявил о себе Роберт Дауни-младший. Репортер Эйвери в его исполнении — действительно прекрасный журналист, выделяющийся из общего ряда персонажей. Марк Руффало и Энтони Эдвардс особо не отличились.

При просмотре этого фильма создается впечатление, что великий режиссер Дэвид Финчер решил позабавиться и отвлечься, а не поработать, снимая картину. Зная талант Финчера, зритель с самого начала жаждет увидеть сильный захватывающий фильм. Но, вместо этого, видит посредственное кино, нагруженное огромным количеством мелких деталей, событий, персонажей, и никому из них не уделяется нужное внимание. Снято не очень качественно, даже как-то поверхностно и небрежно. Нет подобающей мрачной атмосферы, плохое звуковое сопровождение. Выбранный Финчером стиль художественной хроники делает фильм серым и непонятным. Хотя есть и редкие плюсы режиссерской работы. Наиболее примечательный — отличное создание исторической эпохи, восстановление духа времени, о чем свидетельствуют автомобили, улицы, отрывки рекламы и музыки, даже выражения лиц людей.

«Зодиак» — не самый удавшийся фильм известного режиссера, но смотреть его или нет — решать вам.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (1)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

Как расследование, психологический триллер и детектив, фильм не плох, но единственное, длинный и затянут. При вяло текущем сюжете, появляется определённая скука.

Похожие фильмы