Зильс-Мария Зiльс-Марiя (Clouds of Sils Maria)
Новый фильм откровенного французского режиссёра Оливье Ассаяса привлекает внимание изощренной европейской публики, он был выбран для участия в основной конкурсной программе 67-го Каннского кинофестиваля. Зильс-Мария – это история о женской причудливости глазами простого человека.
Сюжет рассказывает об актрисе средних лет, Марие Эндерс, роль которой исполняет Жульет Бинош. Актриса прежних нравов противостоит молодому преуспевающему режиссеру, напористому по своей натуре, который отваживается на авантюру: возрождение пьесы, однажды ослепившую лучами славы восемнадцатилетнюю Марию. Пьеса под названием «Малойская змея» погружает нас в мир юной девушки, которая умело управляет своей зрелой любовницей, и тем самым доводит «жертву» до суицида. Двадцать лет назад, Мария исполняла роль молодой лесбиянки по имени Сигрид: возбуждённой, желанной и бесконечно коварной. Но на этот раз она перевоплощается в неуверенную и непостоянную Хелену.
Сначала Мария предпочитает игнорировать это предложение, так как чувствует тесную связь со своей героиней Сигрид, не представляя себя на месте Хелены. Душой и телом она навсегда с Сигрид. Но в скором времени, личная помощница Вел (Кристен Стюарт) убеждает Марию избавится от ее опасений, принять этот вызов и попробовать себя в роли Хелены.
Две женщины уединяются в маленьком затворническом швейцарском городке Зильс-Мария, где и разворачивается яркая и взрывная драма отношений, наполненных вожделением и разрушением. Для Вел и Марии явное сексуальное влечение прослеживается не только в репликах сценария, а и переходит в интимные переживания актрис. Вне репетиций девушки не возвращаются к платоническим отношениям. Зильс-Мария – это интерпретация жизни, искусство, которое борется за дыхание в существующем мире.
Витание в облаках Зильс-Марии
Французский режиссер Оливье Ассайас в который раз уже снял кино о своей же профессиональной сфере, невольно подхватив тенденцию таких голливудских фильмов, как «Бердмен» и «Унижение».
Главная героиня «Зильс-Марии» – немолодая актриса кино и театра Мария Эндерс (Жюльет Бинош), которая отдает предпочтение искусству, но в свое время бралась и за халтуру в блокбастерах. С трудом ее уговаривают вновь сыграть в театральной постановке, которая десятилетия тому сделала ее знаменитой. Но если тогда Мария играла в пьесе юную соблазнительницу Сигрид, то на этот раз ей предстоит вжиться в роль более близкой по возрасту Хелены, которая и становилась жертвой соблазнения с фатальными последствиями. Вместе со своей ассистенткой Вэл (Кристен Стюарт) Мария репетирует новую роль, уединившись в доме в швейцарской горной местности Зильс-Мария, где изредка можно увидеть, как по-особенному плывут облака, вытягиваясь, будто змея.
Мария внутренне протестует против своего нового персонажа, не в силах принять то, что спустя годы Хелена действительно стала ей ближе. Мария давно перешла в ранг уважаемых актрис, которые неинтересны современной публике. Вернее, не так интересны, как молодые скандальные звезды – одной из них, Джо Энн (Хлоя Морец), и предложили сыграть новую Сигрид. Так, Мария начинает вникать в то, как работает современная индустрия развлечений, где пиар исполнителя значит куда больше, чем владение им актерскими техниками. Мария читает сплетни о Джо Энн из ранее скептически воспринимаемого ей Интернета, смотрит примитивный блокбастер с участием юной коллеги и в итоге становится пассивным наблюдателем чьей-то чужой славы. Времена расцвета Марии испаряются, как дымка от облаков Зильс-Марии, которую актриса хочет увидеть, но не может рассмотреть в утреннем тумане.
Немалую часть фильма занимают диалоги Марии с ассистенткой Вэл – молодой и мудрой не по годам, во что поверить сложно. Вэл намекает своей работодательнице, что пора подстроиться под требования нового времени, попутно становясь объектом для упражнений Марии в манипуляции людьми, что наверняка хорошо удавалось ей в былые годы, но не сейчас. Отношения между двумя этими героинями много значат в картине, но в основном развиваются ради элегантности драматургии – при детальном рассмотрении они распадаются, будто бы Ассайася было интереснее просто понаблюдать за совместной работой антиподов по амплуа Бинош и Стюарт.
Само появление селебритис вроде Стюарт и Морец в фильме Ассайаса неожиданно, и заметно, как режиссер играется с медийными образами своих молодых актрис. Кристен Стюарт в футболке с Бэтменом объясняет Марии, почему в блокбастерах нет ничего плохого. Героиня Хлои Морец, чья биография хоть и типична, но подозрительно совпадает с жизнями Майли Сайрус и той же Стюарт, оказывается не карикатурной старлеткой, но уравновешенной и прозорливой особой.
Ассайас упускает возможность поиронизировать над упомянутыми медийными образами. В «Зильс-Марии» он будто бы щеголяет своей подкованностью в мире попкорнового кино и Голливуда, но делает это по-старперски занудно. «Зильс-Мария» - кино о примирении актрисы, и творческого человека вообще, с тем, что его творчество обесценилось: публике нужны другие зрелища и свежие лица. И лишь немногочисленная любознательная молодежь – вроде артхаусного режиссера, который упрашивает Эндерс сыграть у него – интересуется искусством вне времени.
Но так ли обесценилось творчество? Ведь на протяжении всего своего существования искусство вступало в спор индустрией, хоть преимущественно и в текстах критиков, манифестах молодых художников и т. д. Точно такой же фильм был актуален и в годы, когда Ассайас лишь начинал свою карьеру: и тогда новое кино, скажем, Годара не могло соперничать за аудиторию с кинохитами вроде «Назад в будущее». Изменения произошли в восприятии самого Ассайаса. Как и его героиня, он мирится с положением вещей. А почти двадцать лет назад в его картине «Ирма Веп» главный герой бунтовал, сделав экспериментальный фильм вместо заказанной ему стерильной телепостановки.
В «Зильс-Марии» Ассайас повторяет то, что использовал в своих предыдущих фильмах. Здесь и мотив лесбийской любви, и размышления о зрителе и кино, и вставки из других фильмов – настоящих (швейцарских горных фильмов) и постановочных (пародия на фантастический блокбастер). Но в «Зильс-Марии» Ассайас никого не критикует и не высмеивает. Он все-таки мирится. Мирится с тем, как меняется мир, и искусство в нем все больше становится подопечной индустрии развлечений. Не зря в фильме основной сюжет крутится не вокруг кино, чье служение энтертейнменту не вызывает никаких сомнений, но театра – считающегося более консервативным и элитарным.
По сути, режиссер повторяет нам, что есть два взгляда на искусство в целом и кино в частности. Можно следить за индустрией и опираться на оценки зрителей, а можно искать синефильские киносокровища, наплевав на любые тенденции и моду. Идея проста и не нова, но Ассайас зачем-то разжевывает ее слишком долго и усердно.
Женщинам о женщинах
Невероятно драматическое и тонкое психологическое кинопроизведение заставит вас не раз задуматься о неугомонно быстром жизненном течении, о непредвиденно обманчивом первом впечатлении и о том, что никогда не стоит говорить «никогда».
Это история о примечательной известной актрисе Марии Эндерс, карьера которой началась в ее юные годы с участия в театральной постановке писателя и драматурга Вильгельма Мельхиора под названием «Малойская Змея». Тогда она сыграла молодую и амбициозную девушку Сигрид, которая сначала влюбила в себя, а потом довела до суицида начальницу Элену, состоявшуюся взрослую женщину, человека семейного, и, как казалось, имеющего все для жизненного счастья. И вот по прошествии двадцати с лишним лет уже ставший ей другом Вильгельм скончался, наложив на себя руки, а Марии снова предлагают в память о писателе сыграть в той самой постановке, только уже роль Элены.
Роль Марии, ее личного ассистента и преемницы на роль Сигрид достались Жюльет Бинош, Кристен Стюарт и Хлое Грейс Мориц. Всех троих люблю, все трое великолепны, ровно как и диалоги в картине, и неописуемо красивые альпийские пейзажи, на фоне которых происходит большая часть фильма.
Безумно понравилось наблюдать за этой закулисной жизнью известной актрисы, за тем как она готовится к новому перевоплощению, как она примеряет на себя новую роль и пытается понять мотивы поступков героев. Как глубоко она хочет докопаться до истины и авторского замысла, и ох как хочется думать, что в современном реальном кинематографе актеры тоже не просто заучивают роль и отработанными ужимками доносят нам суть той или иной сцены, а действительно вдумчиво и проникновенно показывают нам свое понимание играемого персонажа.
Сюжет картины невероятно много- если не сказать филигранен. Здесь несложно найти зацепку, чтобы удариться в длительные размышления на ту или иную тему. Если трейлер фильма или его описание натолкнет вас на мысль, что это очередная история о гомосексуальных отношениях, так широко пропагандируемых нынче западными киномастерами, не стоит принимать это взаправду. Нельзя даже сказать, что картина проходит на фоне данной тематики, а скорее даже просто мимо.
Конечно, вызвал улыбку тот факт, что новую картину, для участия в которой приглашают Марию сразу после показа «Малойской Змеи» будет снимать очень молодой и перспективный режиссер, а сама картина представляет собой очередной фантастический блокбастер о каких-то межгалактических мутантах. Так вот прямиком после встречи с актрисой режиссер отправляется в Украину на поиски интересных локаций для этого сай-фай.
Фильм смелый, загадочный и утонченный, понравится любителям (а скорее любительницам) размеренных замысловатых сценариев и недосказанных сюжетов. А эстетическое удовольствие уж точно гарантировано всем.
Порадовала только Бинош, а фильм запомнился только красивыми видами(
Неторопливое и созерцательное зрелище с крепким, объёмным сценарием и прописанной ролью. Длина и нудность фильма компенсируется прекрасной актёрской игрой и умными изречениями.