Железный крест Cross of Iron
Вторая мировая война, Восточный фронт. Отгремели бои под Сталинградом, немецкая лавина под давлением советской армии постепенно откатывается назад, оставляя трупы своих солдат на оккупированной территории. 1943 год, в один из немецких батальонов приезжает новый командир — капитан Странский (Максимилиан Шелл) — выхоленный аристократ, полный амбиций, но еще даже не «нюхавший пороху». Главная его цель — любой ценой получить желанный «Железный крест». Командир одного из взводов батальона Странского — опытный ветеран, фельдфебель Рой Штайнер (Джеймс Коберн) — любимец солдат и авторитетный командир. Путем обмана Странский пытается получить желанную награду, но ненавидящий трусливых и лживых офицеров Штайнер не идет на поводу у капитана, зарождая конфликт, который должен стать губительным для одного из двух его участников.
Максимилиан Шелл и Джеймс Коберн под руководством американского режиссера Сэма Пекинпы сумели создать два великолепных, контрастирующих друг с другом образа. Трусливый, но хитрый капитан Странский, предпочитающий во время боевых действий отсиживаться в своем укрепленном бункере, — обычный карьерист и выскочка, нисколько не жалеющий своих солдат. Шелл успешно показал одурманенного фашистской идеологией офицера, для которого война лишь игра, лишь поле для реализации своих непомерных амбиций. Но центральной фигурой фильма является Рой Штайнер — солдат «до мозга костей», солдат, прошедший мясорубку войны, закалившийся в огне кошмарных боев. Штайнер воюет не за Гитлера, не за идеологию, а за свою жизнь и за жизнь своих солдат. Принципиальность, честность и острый ум позволили фельдфебелю стать истинным авторитетом для молодых бойцов. Джеймс Коберн великолепен в роли Штайнера, нет, Рой не супергерой, которых так любят показывать американские постановщики, он — Солдат, настоящий, с большой буквы, пусть и в форме фашистского вермахта.
Калифорнийского уроженца — постановщика Сэма Пекинпу — можно похвалить хотя бы за то, что именно он имел завидную смелость первым проявить сочувствие немецкому народу, воевавшему во Второй мировой войне. И главное, в качестве героя был выбран не
Любитель эффектных постановок Сэм Пекинпа, имея возможность, конечно же, не удержался и воспользовался случаем реализовать свои идеи воплощения батальных сцен. «Железный крест» снят с потрясающим размахом, бои Пекинпа ставил с нескрываемым азартом: части тела людей разлетаются во все стороны, танки размазывают людей под своими гусеницами, кровь хлещет рекой, баталии показаны с гипнотически впечатляющей жесткостью. Но стоит ли в этом упрекать режиссера? Правда, пусть и нелицеприятная, всегда остается правдой.
«Железный крест» — честное кино, открыто заявившее о том, что обычные люди всегда были и есть лишь инструментом в руках безумной власти, которая рано или поздно, поддавшись своему капризу, захочет поиграть в войну. Сэму Пекинпе за честность большое спасибо.