Зеленый ад Зелене пекло (The Green Inferno)
Фильм Элая Рота («Хостел») – это типичный представитель давно забытого жанра в киноиндустрии, а именно каннибал-хоррор.
Жюстин (Лоренца Иззо) – новоиспеченная студентка Колумбийского университета, которая становится участницей группы активистов с харизматичным лидером Алехандро (Ариэль Леви).
Несмотря на сдержанное поведение Алехандро, Жюстин настаивает на том, чтобы их группа поехала в амазонские джунгли, их цель – поддержать протест против агентов по земельной собственности, которые истребляют коренное население.
Когда их протест проходит с переменным успехом, они всё-таки решают покинуть лес и вернуться обратно в цивилизацию. К сожалению, сделать так как задумано не получилось. Самолет терпит крушение, и теперь наши герои в самом сердце джунглей, и всем известно про закон джунглей, где выживает сильнейший. Тех, кому удалось выжить, племя каннибалов заключает в плен. Жюстин и ее друзья осознают, что коренное население амазонских лесов представляет больше зловещей опасности, чем цивилизованное, от которого они пытались его защитить. И истина проста – невозможно цивилизовать народ, живущий по другим законам, нельзя нести добро в мир дикий и жестокий, так как это грозит психическим дискомфортом индивидов, неким когнитивным диссонансом. И уж точно, не стоит делать добро в зеленом аду чилийских джунглей.
Шоковая терапия от Элая Рота
Категория фильмов о каннибалах – одна из самых любопытных в жанре хоррор. Именно здесь зло, встреченное на пути главного героя, имеет человеческую природу, а значит, картины о людоедах получаются более реалистичными и захватывающими, в отличие от наскучивших историй о восставших мертвецах и проклятых домах-убийцах. «Зеленый ад» - история о группе молодых энтузиастов, волей случая попавшей в лапы кровожадного племени, экспрессивная работа Элая Рота, мастера «кошмаров без поблажек» («Лихорадка», «Хостел», «Кто там»).
Возомнив себя бунтарями, группа студентов-активистов отправляется к берегам Амазонки, чтобы спасти дикое племя от посягательств американских властей. Для Джастин (Лоренца Иззо), дочери влиятельного юриста, это шанс проявить свои сильные стороны и заявить о себе отцу. Акция протеста, которую забастовщики снимают на камеру, удается, вот только обратная дорога оказывается невозможной из-за трагического крушения лайнера. Не помня себя от страха, молодые люди лицом к лицу сталкиваются с туземцами-каннибалами, за права которых они и прибыли бороться. Вот только теперь помощь требуется самим защитникам, если конечно они не будут съедены до того, как очнутся.
Из-за трудностей, возникших с дистрибьюторами, «Зеленый ад», законченный еще в 2013 году, вышел на экраны только сейчас, одновременно с другой картиной Элая Рота «Кто там». Беспрецедентный случай, две ленты одного автора, идущие в прокате одновременно, - отличный повод проанализировать особенности творческого метода автора. Хоррор о людоедах и психологический триллер о проникновении в дом женатого мужчины двух психопаток объединяет одна важная драматургическая деталь, часто используемая режиссером. И в первой, и во второй работе лихо будит сам протагонист, приглашая его к себе домой, или же самостоятельно отправляясь к нему в логово. В режиссуре Рота нет мистических совпадений, злого рока или потусторонних сил. Только отдавая отчет своим словам и поступкам, человек может обезопасить себя и своих близких. Кроме того, персонажи получаются необычайно емкими, с акцентом на определенную черту характера или вычурную манеру поведения. Таким образом, уже через несколько минут наше воображение с легкостью рисует детальный портрет увиденного на экране героя.
Еще одной характерной особенностью картин Рота является обилие сцен жестокости, насилия и кровавых побоищ. Расчленение трупов, демонстрация умирающих, посаженных на кол, нетрадиционное приготовление дикарями «праздничного» ужина. За счет садизма, присущего большинству эпизодов, сценарные недочеты выглядят не столь вызывающе. Взбудораженная публика, вцепившись в поручни кресел, вряд ли станет искать недочеты, когда перед ее глазами озверевшая толпа каннибалов намеривается пытать очередную жертву.
Цветовое решение призвано передать атмосферу животной агрессии и опасности, как дамоклов меч нависшей над главными героями. Краснокожие дикари, разделывающие окровавленную человечью тушу на фоне ярко зеленых джунглей. Сочетаясь, цвета крови и зелени усиливают друг друга, и дисгармония, возникающая в результате этого, становится настоящим испытанием для нервной системы зрителя. А экзотические пейзажи Амазонки и непроходимые заросли тропических лесов в объективе Антонио Куэрча выглядят натуралистично, воинственно и чарующе.
Следует отметить, что «Ад каннибалов», фильм, который предшествовал моде на людоедские страшилки, не является «прародителем» ленты Рота, как ошибочно утверждают множество источников. «Зеленый ад» - самостоятельное и вполне зрелое произведение режиссера, которое, кроме тематики, не имеет ничего общего с итальянским кино 80-х. К творению Рота судьба будет более благосклонна, хотя бы потому что цензура, существовавшая порядка 30 лет назад, теперь свойственна только странам вроде Ирана, Кубы, Кореи и Эфиопии.