Заводной апельсин A Clockwork Orange
В начале
После просмотра современных фильмов на подобную тематику «Заводной апельсин» может показаться очень знакомым, и не зря. После выхода этой картины, режиссером которой стал Стэнли Кубрик, многие постановщики позаимствовали открытия, сделанные им. До сих пор лента вдохновляет некоторых режиссеров, хотя сама некоторое время даже была снята с проката, поскольку в фильме очень уж открыто, как показалось некоторым зрителям, показан цинизм преступлений Алекса.
Эффект фильма усиливается музыкальным сопровождением. Очень много классики, но также присутствует и современная музыка, по крайней мере, на то время. Джоакино Россини, Бетховен порадуют слух зрителя. Композиции фильма придают ему даже несколько ироничный оттенок.
Хотелось бы остановиться на смысле самого фильма. Стэнли Кубрик исследовал насилие, проявляемое молодежью, как ответ на аморальность самого общества. Оно, по мнению автора книги и режиссера, направлено на подавление личности и индивидуальности. Общество стремится превратить каждого своего члена в послушного ребенка, лепя из него «заводной апельсин». Для этого ему и нужна власть, различные институты, административный аппарат. Любое выделение из массы себе подобных наказывается. Жестоко и строго.
Главный герой — подросток Алекс. Он жестокий, не умеет щадить или жалеть. Каждая встреча с друзьями заканчивается употреблением наркотиков, совершением преступлений. Но даже после тюрьмы, «лечения» Алекс не становится лучше. Он просто перебирается из категории насильников в категорию жертв. Жестокость, которая раньше исходила от Алекса, теперь исходит от правительства, демократии. Из Алекса пытаются сделать часть серой массы. Те, кому парень причинил боль, теперь, забыв о «демократии», сами превратились в таких же «алексов», чинят самосуд. Но человеческая природа — непостижимая и сложная вещь. Она непременно возьмет свое в любой ситуации. Финальное перерождение Алекса оставляет надежду на то, что все могут сопротивляться, даже системе. Но только надежду, поскольку нам не рассказывают точно, что случилось с Алексом. Нам остается только думать.
Гениальность этого фильма в том, что в нем показана открыто вся жестокость этого мира. Сцены насилия, убийств, жестокости вызывают отвращение, но именно через это отвращение и можно понять то, что пытались донести создатели. Именно это чувство может заставить зрителя задуматься. А это, по моему мнению, стоит сделать.
Интересно, как Кубрик видел будущее. Он со всем угадал. Только надо было еще больше дать свободы своей фантазии, потому что в том будущем, которое он угадывал, все стало еще хуже и извращеннее. Очень жаль, что Берджес и Кубрик оказались правы. Это именно тот случай, когда «лучше бы было наоборот». Очередной шедевр от режиссера. Советую смотреть всем, кто ищет серьезное кино.