Затоичи (Дзатоити) — знаменитейший персонаж японского фольклора. О нем сняли не один десяток фильмов, и роль слепого костоправа Дзатоити неизменно играл ныне покойный Синтаро Кацу. Пользующийся у себя на родине репутацией шута Такеши Китано решил по-новому преподнести историю, снабдив ее немного юмором и претенциозностью в своем стиле, и у него получилось весьма необычно, по крайней мере, для японцев, однако фильм понятен не только им.
«Затоичи» стал попыткой возрождения на современном этапе жанра тямбара (или кэнгэки) — фильмов о поединках на мечах, популярного в японском кинематографе в 20-е годы. Кровавых поединков тут действительно много. В целом же фильм удачно совмещает в себе разнообразные и на первый взгляд несочетаемые составляющие, частично не характерные для Китано. «Затоичи» стал его первой исторической костюмированной драмой. Над дизайном костюмов для него потрудился японский модельер Йодзи Йамамото. В интересном сочетании в ленте уживаются трагичное и смешное. Смешное чаще превалирует в негативных персонажах: они неуклюжи, но и главный герой порой предстает в комичном свете. Параллельно развиваются сразу несколько сюжетных линий, каждая из которых весьма интересна. В конце все они соединятся в одну историю.
Невзирая на все эти новшества, Китано удалось сохранить в картине его собственный неповторимый стиль — наполненный глубоким смыслом минимализм действий при отсутствии какого-либо пафоса. И результат был хорошо воспринят как молодежной аудиторией, уже привыкшей воспринимать героев в свете комиксов, так жителями западного мира. Из-за легкой насмешки над аутентичностью истории из японского фольклора, возможно, фильм получился слегка легкомысленным. В этом контексте его можно сравнить с более серьезной лентой о самураях Нагисы Осимы — «Табу», хотя сравнение это больше внешнее, ведь ленты принадлежат разным мирам, разным жанрам. Китано там, кстати, сыграл одного из самураев. Тем не менее, у Китано уже есть свои поклонники, которым по душе именно такое легкое позерство наравне со стёбом. Фильм от этого отнюдь не становится хуже.
Рассказывая трагичные истории жизни персонажей в фильме, Китано практически влюбляет в них. В результате мы болеем не только за слепого странствующего монаха, но и за безжалостного самурая-ронина, не сделавшего себе харакири после смерти хозяина. Все персонажи хорошо продуманы и глубоки, во всем чувствуется внимание к деталям.
Фильм великолепно музыкально оформлен. Раньше Такеши Китано работал с композитором Джо Хисаиси. А для «Затоичи» музыку создал Кейити Судзуки. Кроме того, применили ее как нельзя лучше — путем наложения на действие, происходящее на экране. Например, когда одну из ритмических секций музыкального сопровождения создают движения крестьян, работающих в поле. Выглядит замечательно. Что касается музыки и танцев, то в финале все закончится танцами. Группа The Stripes исполнит чечетку, что, может быть, и крайне необычно, а может, и вовсе кощунственно, но у Китано смотрится органично. Все просто и гениально: старо-японская идиллия страннейшим образом уживается с нарочито не гипертрофированной комиксной атрибутикой. Это-то и делает из старой и уже привычной истории о слепом старце, способном, впрочем, альтруистично и кровожадно расправиться со всеми негодяями за пять минут во имя справедливости, нечто необыкновенное, по-своему необычное и в то же время глубоко традиционное, что и привлекает нас в азиатском кино.