Забавные игры Funny Games
Фильм «Забавные игры» совершенно заслуженно признан одним из самых жестоких в Европе, а режиссер Михаэль Ханеке известен своей любовью к теме насилия. К созданию этого одиозного фильма его подтолкнуло желание написать эссе о насилии в семье, ставшее мотивацией для съемки фильма.
Самая обычная, образцовая, семья приезжает в свой загородный дом отдохнуть. Отец Джордж (Ульрих Мюэ) и сын Джорджи (Штефан Клапчински) занимаются лодкой, а мать Анна (Сюзанна Лотар) хлопочет по хозяйству. Ничто не нарушает идиллии, до того момента, как в дверь стучится сосед Петер (Франк Гиринг), которому якобы нужно одолжить яиц для пирога тетушки. После ряда обстоятельств семья оказывается в заложниках у Петера и его напарника Пауля (Арно Фриш). Молодые люди, облаченные в белоснежные костюмы и перчатки для гольфа, заключают пари — никто из членов семьи не встретит утро.
В фильме «Забавные игры» раскрывается парадокс человеческой психологии — внутренняя покорность насилию, которое не просто унижает тебя как человека, а ставит под угрозу твою жизнь. Ни отец, ни мать (маленький ребенок не в счет, он не смог бы справиться с молодыми людьми) даже не пытаются противостоять «милым соседям». Очень странно, учитывая, что парни на самом деле не представляют особой угрозы: они не отличаются очень спортивной формой, не напоминают
Фильм ценен необычной трактовкой жестокости. В отличие от большинства фильмов ужасов и триллеров, где насилие является следствием определенных событий, в «Забавных играх» люди сталкиваются с необъяснимой, аномальной жесткостью. Тот факт, что юные изверги называют себя Бивисом и Бадхедом, не дает повода обвинять в пропаганде насилия канал MTV.
«Забавные игры» являются веским европейским ответом на повальное внедрение в кинематограф насилия и жестокости. Ханеке удалось снять одну из самых неоднозначных провокаций на тему «Зло — в нас самих». Очень важным является отсутствие
Кинолента снята довольно просто, но большое количество крупных планов и длинных мизансцен, качественная операторская работа Юргена Юргеса усиливают атмосферу саспенса.
Актеры играют просто блестяще — как молодые Гиринг и Фриш, так и Сюзанна Лотар и Ульрих Мюэ. Физически ощущаешь жестокость, исходящую от молодых людей, страх и ужас семейства.
Очень удачно подобрано музыкальное сопровождение, состоящее из композиций Генделя, Моцарта и Масканьи, которые создают резкий контраст сценам фильма.
Картина стоит того, чтобы ее посмотреть, но решать только вам — готовы ли вы к такому изобилию жестокости?