Сложный, неоднозначный фильм, способный вызвать у зрителя самые разнообразные, но обязательно сильные эмоции. «Забавные игры» немецкого режиссера Михаэля Ханеке — чистой воды провокация.
Примечательно, что в 1997 году Ханеке уже снял фильм «Забавные игры», немецкоязычный, с немецкими актерами. Во время показа картины в Каннах добропорядочные французские зрители с гневом покидали зал, ругаясь и проклиная Ханеке. Спустя десять лет Михаэль переснял фильм, фактически без малейших изменений, но уже с известными голливудскими актерами, и создан он был для американской публики.
Начинается лента довольно тривиально: молодая счастливая семья — глава семьи Джордж Фарбер (Тим Рот), его супруга Энн (Наоми Уоттс) и 10-летний сынишка Джорджи — (Девон Гирхарт) приезжает в свой загородный дом у озера. В дом Фарберов приходят два, на первый взгляд, воспитанных молодых человека — Пол (Майкл Питт) и Питер (Брэйди Корбет). Оба парня одеты в белую форму для игры в гольф, они ведут себя вежливо и кажутся вполне милыми. Но уже совсем скоро становится понятно, что вместе с ними в семью Фарберов приходит настоящий ужас. Парни обещают, что уже через двенадцать часов вся семья будет мертва и без промедления начинают воплощать в жизнь свой дьявольский план.
Зритель по-разному реагирует на фильм «Забавные игры». Мне тоже трудно судить о картине с полной уверенностью. Перед нами кровавый слэшер? Да. Но при этом непривычный, не традиционный. Почти все кровавые сцены спрятаны от зрителя, они происходят за кадром, а нам показываются стенания, страдания и слезы главных героев. Подобная недосказанность будоражит фантазию, заставляет додумывать сцены насилия самому, открывая в себе прячущегося садиста.
Необычно выглядит обращение злодеев к зрителю. Пол и Питер, ведя диалог друг с другом и со зрителем, как бы намекают на то, что происходящее на экране кровавое «шоу» создано для нас, для любителей и потребителей данного продукта. Они заставляют нас почувствовать, что мы ничем не лучше их, мы такие же садисты, но прячущиеся от возможного наказания. Идея режиссера — зритель должен сам принимать участие в резне, а не быть лицемером, наблюдая за развитием событий со стороны. И задумка удается, уверен, все те, кто не выключил фильм вовремя, быстро вовлеклись в историю.
Но ведь цель Ханеке — не родить новых садистов, а заставить задуматься. Верно? Надеюсь, что верно. Тогда зачем, о чем фильм? Во-первых, он о том, что масскульт сумел воспитать новый вид злодеев. Жестокость и зло были всегда, но только благодаря ТВ человек мутировал и появился «хомо новус», для которого насилие давно является лишь одним из самых интересных элементов любого шоу. Причем насилие бессмысленное, жестокость ради жестокости. Не зря Пол и Питер называют друг друга Томом и Джерри, а также Бивисом и Батхедом.
Во-вторых, фильм о том, что зло и насилие бессмертны, они появились одновременно с человеком. И пока будут живы люди, они будут склонны не только к добрым поступкам, но и к злым. Об этом красиво заявляет оригинальный трюк с отматыванием пленки. Один из злодеев перематывает фильм назад и лишает семью шанса на спасение. Можно сказать, что фильм «Забавные игры» — провокационная пародия на современную действительность и провокация удалась на славу.
Актеры сыграли свои роли великолепно. Фарберам, без сомнения, веришь, в их ужас, в их отчаяние и, в конце концов, в апатию. Также хороши и злодеи, которых хочется собственноручно придушить уже после первых тридцати минут фильма. Отличная провокация, аплодирую! Пять баллов.