«Язык нежности» в 1984 году был признан Киноакадемией в номинации «Лучший фильм». В целом тенденция отдавать «Оскар» именно драмам была характерной для всего периода 80-х. Здесь речь ведется о драме семейной.
Сюжет вполне стандартен для данного жанра. Вообще, американцы любят подобные картины (пример тому — «Маленькая Мисс Счастье»). Здесь же — история взаимоотношений матери и стремительно взрослеющей дочери, к которым добавляются сложные сюжетные линии личных злоключений каждой.
Для Джеймса Л. Брукса «Язык нежности» стал, по сути, дебютом в большом кино. Выступая еще и в качестве сценариста (а здесь он все-таки собаку съел), режиссер сумел создать очень цельное полотно семейной драмы. Важно отметить: фильм этот спокойно мог быть растянут серий на 200 в формате мыльной оперы. Однако сценарные изюминки не дают скатиться ему на такое дно. Единственным минусом Брукса можно считать чрезмерную сентиментальность, которая так и рвется с экрана буквально в каждом эпизоде.
Конечно, важнейшей составляющей подобного рода драмы являются актерские этюды. И в «Языке Нежности» их предостаточно. Абсолютно оправданный «Оскар» получил Джек «старый-добрый-негодяй» Николсон. Именно он разбавил уже начинающую порядком угнетать линию матери и дочери каскадом забавных ситуаций и милых шуток. Впрочем, Николсон всегда является украшением фильма. Если попытаться сравнить — роль в «Языке нежности» больше всего перекликается с его персонажем в «Лучше не бывает» (за нее, кстати, он также отхватил «Оскар»). Однако и другие актеры расстарались. Ширли МакЛейн — просто образец матери-одиночки. Ее игра многогранна: здесь и горечь, и большое материнское сердце, и желание женщины быть любимой. Получился очень интересный персонаж. Особенно она прекрасна в комедийных ситуациях. Здесь, кстати, и сработал на все сто дуэт Николсон — МакЛейн. Актриса потому свой «Оскар» получила вполне заслуженно. Самая яркая роль, как мне думается, досталась все-таки Дебре Уингер. Именно ее персонаж — цементирующий весь сюжет «Языка Нежности». К сожалению, «Оскар» миновал сие дарование. Здесь, правда, важен нюанс: и Дебра Уингер, и Ширли МакЛейн рассматривались в одной номинации. Так что непосредственно фильм нисколько не пострадал.
Остальные члены съемочной команды не проявили каких-то чудес. Операторская, монтажная, композиторская работа — все проделано профессионально. И здесь этот профессионализм заключается в скромности. В результате фильм смотрится ненавязчиво, а все внимание зрителя приковано к сюжету.
В целом фильму повезло. Он получил в купе одиннадцать номинаций на вожделенную статуэтку. При этом «Язык нежности» не стал классикой: сегодня его, пожалуй, вспомнят только поклонники таланта Николсона (мол, за что же еще наш любимчик отхватил «Оскара»?). Удачей детища Брукса (кстати, его сценарной вершиной, как по мне, являются «Симпсоны») было отсутствие достойных конкурентов. Все! Однако этот середнячок можно рекомендовать для разового просмотра. Крепкая шестерка.