Высоцкий. Спасибо, что живой
В 1979 году, пребывая на гастролях в Узбекистане, выдающийся советский поэт и актёр Владимир Высоцкий неожиданно теряет сознание, при этом его сердцебиение и дыхание прекращаются на несколько минут, вызывая клиническую смерть.
Картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» сосредоточена вокруг драматичного эпизода из жизни Владимира Высоцкого, корда на гастролях в Узбекистане он пережил клиническую смерть. Ровно через год после этого случая сердце поэта и актёра остановилось уже навсегда, что подчеркнуло мистичность случая на гастролях. Лента снята с расчетом, чтобы её было интересно смотреть как тем, кто о Высоцком слышал очень мало, так и отпетым поклонникам его творчества, которые знают все подробности его жизни.
Главная загадка, которую создатели ленты так и не открыли перед зрителем — исполнитель главной роли, имя которого не значится в титрах. Как сказал продюсер проекта Константин Эрнст: «нам удалось визуализировать миф — миф великого человека, великой судьбы…»
Из немногого, что известно об этом человеке, что перед каждым съёмочным днём ему по несколько часов накладывали на лицо маску. Всем известное лицо воспроизведено настолько досконально, что для того чтобы найти тонкости несходства, необходимо присматриваться.
Однако чудеса макияжа не дополняет актёрского мастерства этого неизвестного. И если практически полное отсутствие мимики оправдывается тем, что сам Высоцкий в жизни, судя по воспоминаниям современников, не отличался богатством мимики, то скованное поведение на экране вуалируется постоянно присутствующими в кадре другими персонажами. За счёт того, что «свиту» Высоцкого играют маститые актёры, в особо драматичные моменты у них безупречно получается перетянуть внимание на себя, а вместе с этим и спасти сцену.
Одна из основных сюжетных линий — борьба с властью в лице КГБ, которые беспрерывно пытались посадить поэта на крючок, завербовав его для своих нужд. Весь этот сюжет держится на КГБисте в исполнении Андрея Смолякова, который одновременно и остаётся верным действиям спецслужбы, однако понимает, бессмысленность и губительность того, что пытается сделать КГБ. Образ этого человека несколько романтизирован и местами выглядит неправдоподобно, хотя добавляет очень важный аспект в жизнь Высоцкого, показывая его несгибаемость и силу, с которой он противостоял злу.
С точностью показывается как быт той эпохи, так и события эпизода из жизни Владимир Высоцкого. Подробности этой истории постарался воспроизвести в сценарии сын поэта Никита Высоцкий, который не пропустил ни одного съёмочного дня, постоянно консультируя съёмочную группу.
Как объясняет сам сценарист — эта история об одном стихотворении, которое поэт написал после долгого периода молчания, когда он только успевал ездить по гастролям. Хоть и может показаться, что предел физических сил Высоцкого здесь на первом плане, но всё же речь идёт прежде всего о духовной исчерпанности, когда он уже долгое время «не ощущает свой дар», как говорят сами создатели картины.
Кульминацией ленты становится раскаяние поэта, которое открывает ему верный путь в творчестве: не бесконечные гастроли и купание в славе, а именно сочинение стихотворений.
В связи с этим эпизод «воскрешения» Высоцкого приобретает мистический характер. Однако после этого кульминационного момента фильм не подводит выводы, а продолжает рассказывать другие подробности гастролей, что несколько сужает идею фильма.
Для того, чтобы картинка ленты лучше передавала дух времени, при съёмках использовались раритетные советские объективы, под которые приспособили современную камеру. Они дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра и создали эффект как бы «ретро без ретро».
Многие образы в фильме собирательные. Так, возлюбленная поэта Татьяна Ивлева, которую сыграла Оксана Акиньшина, одновременно объединяет в себе черты всех женщин Высоцкого, которые появлялись в его жизни в разное время. Также в сюжете сводятся в одно время люди, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм.
Предыдущим громким российским байопиком была лента «Полторы комнаты…» о другом поэте Иосифе Бродском. Перед тем фильмом, преимущество картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» — правдоподобность и прямота средств, которыми она создана. Правда, и задачи у этих фильмов разные: первый — свободная вариация на несуществовавшее мифическое путешествие, второй — практически документальное воспроизведение реальных событий, ставших мифическими.
Автором кавер версии песни Владимира Высоцкого «Райские яблоки», записанной специально для фильма стал российский репер Баста (Василий Вакуленко).