Враг Ворог (Enemy)

oKino:
0
0/10
из 10
IMDb: 6.8 (44,527)
Смотреть онлайн
Слоган: «Опасайся встречи с самим собой...»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 26 июня 2014
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
Чтобы развеяться, молодой человек берет в прокате видеокассету с неизвестной комедией «Упорный охотник подстрелит дичь». Фильм его никак не впечатляет, но в одной из эпизодических ролей он замечает актера, который выглядит в точности так, как он сам пять лет назад. Молодой человек решает во что бы то ни стало найти своего двойника. Поиски оборачиваются настоящим наваждением, путешествием в самое сердце метафизической тьмы.
Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Одно из самых сильных скрытых желаний едва ли не каждого человека — жажда прожить чужую жизнь. Хотя условия жизни рядового представителя цивилизованного мира и улучшаются буквально с каждым годом. Хотя существующий мир и становится все более пригодным для воплощения своих даже самых смелых желаний. Но стремление перевоплотиться в кого-нибудь другого от этого не становится слабее. Поэтому человечество и переполняется двойниками. Одни создают их в социальных сетях. Другие — в лицах своих кумиров, мечтательно просматривая фильмы или клипы со звездами.

В них современники реализуют свои желания, которые невозможно воплотить в реальности. Для людей двойник становится лучшим другом. Но иногда двойник может стать самым большим врагом. Этому и посвятил свой новый фильм один из сильнейших канадских режиссеров современности Дени Вильнев.

Протагонист фильма «Враг» преподает в университете историю. На лекциях он часами рассуждает об устройстве общества и наследственности революций. Он досконально чувствует нутро исторических процессов и с легкостью разоблачает ошибки великих правителей. Однако в своей маленькой частной жизни он остается застенчивым неудачником, который живет одной лишь своей работой.

Свою жизнь он упорядочил настолько, насколько это делают люди, которые боятся жить свободно. В его распорядке дня нет ни единой свободной минуты или неопределенности. Ведь каждое отклонение от запланированной нормы его ввергает в растерянность. Стоит ли объяснять, что новость о существовании своего двойника накрыла его, как ураган Сэнди все Восточное побережье США.

Желание увидеть свою копию овладевает главным героем, как тропическая лихорадка. Эта болезненная жажда передается в ленте навязчивым шумовым зудом, который монотонно сопровождает сюжет до самого финала. Находясь под действием этого гудения в течение всего фильма — в конце зрителю гарантирована головная боль.

Подобными эффектами любит играть Дэвид Линч. Как и в фильмах этого обкуренного мистификатора, Вильнев в своем «Враге» показывают не портрет современника, а скорее его рентгеновский снимок. На это намекает и монохромно тонированные кадры, и построение планов, которые заставляют зрителя почувствовать себя врачом, внимательно обследующим своего пациента на экране.

Подобная концентрация внимания на протагонисте не даст вам упустить из внимания великолепную игру исполнителя главной роли Джейка Джилленхола. Она заставит вас еще долго возвращаться мыслями к пауку и скорпиону, загадочным образом вплетенным в сюжет. Гипнотическая сила этого сюжета даже натолкнет вас прочитать роман Жозе Сарамаго «Двойник», по которому был снят «Враг». Пока однажды вы не побежите к зеркалу, чтобы убедиться: не занял ли двойник ваше место здесь — в реальности, в то время, как вы остались вместо него где-то там — в гипнотическом тумане экранного пространства.

2013 год выдался довольно богатым на ленты о двойниках. Кроме этой картины, вышла также драма британского режиссера Айоаде «Двойник». Она в стиле полустимпанка полунуара интерпретирует сюжет одноименного романа Достоевского. Что ж, такого рода сюжеты стали популярными в кинематографе.

Но если вам по душе фильмы другого содержания — лучше посмотреть безусловный шедевр Дени Вильнева «Пожары», с которым он номинировался на «Оскар». Если специфический «Враг» ориентирован на достаточно узкую аудиторию эмоциональных клаустрофобов (из-за чего и рейтинг ленты относительно низкий), то «Пожары» — фильм на любой вкус и все времена.

Приятного просмотра!

Запутанный психологический триллер-головоломка, оставляющий в замешательстве

Школьный учитель истории Адам Белл проживает размеренную и спокойную жизнь. Но однажды от него уходит жена, чем повергает молодого человека в шок и депрессию. Адам постепенно закрывается в себе и каждый день становится угрожающе похожим на другой. Однажды он смотрит взятый в прокате фильм, в котором в одной из эпизодических ролей играет актёр Энтони, точь-в-точь похожий на него. Теперь Адам решает во что бы то ни стало найти двойника.

Франкоканадец Дени Вильнев запомнился прежде всего такими картинами как «Пожары» и прошлогодним крепким триллером «Пленницы». В мистическом и загадочном «Враге» он вновь снимает в главной роли Джейка Джилленхола, причем последний играет сразу двоих полярных персонажей-двойников: учителя истории Адама и актера Энтони. Трудно сказать, что двигало таким режиссером как Вильнёв заняться экранизацией достаточно сложно и неоднозначного романа португальца Жозе Сарамаго «Двойник». Возможно, он получил весомый карт-бланш и пытается утвердиться сразу в нескольких жанрах либо заявить о себе как о крепком постановщике.

Так или иначе, но крепкие и прямолинейные «Пленницы» выглядят на порядок выше и понятнее сумбурного «Врага». Если в первой ленте зритель изначально знал исходные координаты, которыми руководствовали оба главных персонажа — отец похищенной девочки и детектив, то в данном случае даже неискушенные зрители будут пребывать в замешательстве. Поиски своего двойника оборачиваются для школьного учителя настоящим наваждением и мукой; при этом режиссер только сгущает краски и нагнетает параноидальную атмосферу, оставляя многое недосказанным.

Стоит сразу сделать оговорку, что фактически весь фильм изображает действия одного из двух двойников; жизнь первоначального героя — брошенного женой учителя — как будто превалирует и является основной. Поэтому посмею сделать догадку, что и двойника-то не было: человек настолько погряз в саморазрушении своего сознания, что ничего кроме мрака и тьмы там не нашел. Неслучайно сквозь весь триллер показываются паучьи символы, а мистический финал вообще выбивает из колеи не то, что главного героя (кто из них главный?), но и зрителя.

Тем не менее «Враг» достаточно атмосферный, стильный триллер, в котором создатели изрядно сгущают тона и краски, превращая Торонто в полуфантастический и мрачный меланхоличный город с необычными архитектурными формами. И тут операторская камера работает на всю — при бедном на события сюжете зритель потихоньку проникается легкой паранойей персонажа Джилленхола, продолжая до самого финала высматривать в картине символы и знаки. Автор этих строк в основном привык к критике четкого и последовательного кино, но уж поверьте, одно дело когда мы говорим о «Донни Дарко» с тем же Джилленхолом, другое дело о «Враге». И сравнение не в пользу последнего.

Признаемся, Джейк Джилленхол — это лучшее, что можно обнаружить во «Враге» Вильнева и тем более приятно признать его профессиональный рост как актёра, всерьез взявшегося за свою драматические роли. Он играет с самим собой на экране, мгновенно преображаясь в совершенно другого человека. Не зря ведь шутят, что Джилленхол увидел себя в кинотеатре во «Враге» и не на шутку испугался.

Триллер Дени Вильнёва «Враг» будет держать зрителей в напряжении до самого конца. Фильм затрагивает метафизические вопросы, показывает, насколько опасна встреча с самим собой. В главных ролях снялись Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Изабелла Росселлини, Стивен Р. Харт.

Тертулиано Максимо Афонсо — обычный школьный учитель, жизнь которого течет размеренно и спокойно, пока не случается непредвиденное: от него уходит жена. Развод выбивает мужчину из привычной колеи. Тертулиано долгое время находится в депрессии, теряет ко всему интерес. Его коллеги чрезвычайно обеспокоены таким состоянием мужчины, они пытаются всячески ему помочь, развеселить. Однако Тертулиано продолжает страдать: он практически никуда не выходит, ни с кем не встречается, ничем не интересуется…

Однажды один знакомый советует учителю скрасить вечер просмотром комедии под названием «Упорный охотник подстрелит дичь». Тертулиано берет в прокате этот фильм. Комедия не впечатляет мужчину, и он засыпает посреди просмотра. Проснувшись от звука, доносящегося из телевизора, Тертулиано видит на экране своего двойника: исполнитель эпизодической роли в комедии выглядит точно так, как сам учитель несколько лет назад. Тертулиано решает во что бы то ни стало найти этого человека. Мужчина забывает о собственных горестях и бросает все силы на поиски двойника. Эта, казалось бы, забавная затея превращается для главного героя в настоящее наваждение. Простые поиски ради интереса грозят перерасти в сущий кошмар…

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы