Великие мастера Yi dai zong shi

oKino:
6.6
6.6/10
из 10
IMDb: 6.5 (19,325)
Азиатская киноакадемия 8
Смотреть трейлер
Слоган: «In Martial Arts there is no right or wrong, only the last man standing.»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 30 мая 2013
Рейтинг MPAA: PG-13
Сюжет

За всю историю существования кунг-фу было немало тех, кто смог овладеть этим древним искусством боя. Одни стремились стать сильнее, чтобы побеждать своих врагов, другие — чтобы защищать близких. Воины кунг-фу несли как мир и процветание, так и хаос и разруху. Но лишь немногие из них смогли превзойти остальных духовно и физически, завоевав почётное звание мастера. Одним из таких воинов был легендарный мастер Ип Ман, передавший впоследствии все знания и умения своему ученику Брюсу Ли. Жизненный путь Ип Мана был труден и тернист, однако, несмотря ни на что, он продолжал совершенствовать своё мастерство, оттачивая всё новые техники боя. Благородный и справедливый, он никогда не использовал кунг-фу во зло и мог в одиночку противостоять целой армии врагов. Это то, что мы знаем из историй о нём. Но кем Ип Ман был на самом деле, и что сподвигло его на этот путь? Ответы на эти и многие другие вопросы ещё только предстоит найти…

Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Великие Мастера

Китайский режиссер Вонг Кар-Вай — один из немногих азиатских постановщиков, снискавших успех не только у себя на родине, но и за ее пределами. Наряду с корейцем Ким Ки-Дуком и японцем Такеши Китано, Кар-Вай, пожалуй, наиболее видная фигура восточного кинематографа, чьи фильмы знают и любят по всему миру. И жюри различных кино-фестивалей не являются исключением — Кар-Вай регулярно номинируется на Каннскую Золотую Ветвь и другие престижные награды. При этом, также как и Китано с Ким Ки-Дуком, он завоевал признание ни на йоту не отклоняясь от фирменных мотивов своего творчества и не идя на поводу у Голливудских дельцов, как, например, тот же Джон Ву. Отличительная черта фильмов Кар-Вая — это налет легкой меланхолии и жизненной мудрости, дополненный потрясающим видеорядом. Как никто другой, Кар-Вай находит идеальные кадры и извлекает красоту оттуда, где бы ее не смог увидеть никто другой. Возможно, потому его картины так и доступны зрителям по всей планете — они сняты на универсальном языке кинематографа и не могут не впечатлить.

Так вышло и с новым, первым, за последние 7 лет фильмом постановщика «Великий мастер». Казалось бы, чем европейского зрителя может зацепить история о безусловно легендарном, но в локальном, азиатском масштабе, мастере единоборств? До Кар-Вая, история жизни Ип Мана экранизировался с полдюжины раз — и ни одной из этих экранизаций не удалось достучаться до сердца неазиатского аудитории. Но на этот раз все вышло по-другому. Бытует мнение, что рассказывать обычным людям о тех, кто оставил свой след в истории, должен человек, хоть немного близкий своему герою по таланту. И на этот раз, так оно и случилось. Кар-Вай подошел в истории Ип Мана гораздо более масштабно, чем свои предшественники, не даром, съемки фильма заняли почти десяток лет. «Великий Мастер» — это не столько история одного человека, сколько портрет эпохи, переданный с помощью восточных единоборств и того, кто оказал на их развитие решающие влияние. Ни о каком национальном барьере и речь не может идти — герои фильма проходят через испытания, которые случалось преодолевать любой державе мира, а помогает им в этом собственная культура. Таким образом, восточный колорит естественно заметен, но он служит лишь изюминкой, не мешающей, а помогающей восприятию. При этом, при Кар-Вае все еще осталось его умение снимать идеальные, красивейшие кадры, которые можно фотографировать и отправлять на выставки. Тени, цвета, брызги воды, колебание ярких сережек — Кар-Вай так умело играет со всем этим с помощью камеры, что порой сложно поверить, в то, что такие обыденные вещи могут смотреться так завораживающе. На шестом десятке жизни, режиссер не только не израсходовал свой талант, а напротив, сумел найти ему новое применение, сняв фильм в том жанре, который он, казалось бы, старательно избегал раньше. Остается лишь порадоваться за него, благо «Великий мастер» к таким эмоциям располагаем, и ждать, чем еще нас сможет удивить Кар-Вай, потому что уж кто-кто, а он сможет точно.

Нового творения от Вонга Кар-Вая, главного романтика азиатского кино, ждали долго. И то, что за шесть лет с момента выхода его последнего полнометражного фильма «Мои черничные ночи» (2007) миллионные толпы его поклонников лишь разрослись, говорит о том, что его фильмы — действительно нечто увлекательное. Каждый новый фильм Кар-Вая раскрывал какую-то новую грань его таланта. Не стали исключением и «Великие мастера», хоть действительно великое в этом фильме появляется лишь в самом названии.

В центре сюжета — один из величайших мастеров восточных единоборств. Он оказывается одним из главных претендентов на место руководителя старейшей школы боевых искусств. Правда, для этого протагонисту придётся на деле (читай: на ринге) доказать свою уникальность и непобедимость. Ведь управлять столь почётной организацией может лишь лучший из лучших. Поэтому-то он и отправляется по всем школам с целью сразиться с сильнейшими их представителями. В случае если он побеждает, то руководитель этой школы соглашается перейти под управление нашего главного героя.

Что ж, эта схема взаимоотношений напоминает украинский легализованный рэкет. Подобным образом в нашей стране переоформляют права собственности на любые предприятия. Только если у нас это делается варварски, то у Вонга Кар-Вая — поэтично.

Режиссёр добился чудесного эффекта, когда боевые удары, взмахи конечностями при схватках и мимолётные перемены лица во время драки заменяют голос за кадром. Практически в каждом своём фильме он уделяет особое внимание визуализации чувств и эмоций главных героев. Зернистые кадры в раннем шедевре Кар-Вая «Чунгкингский экспресс», сигаретный дым и замедленные шаги в «Любовном настроении» и ядовито-футуристические кадры в «2046» становились продолжением чувств главных героев ленты. А в «Великих мастерах» своеобразно материализовать невыразимое режиссёру удалось за счёт феерически снятых боёв.

Протагонист этой картины — безусловная легенда. Для того чтобы объяснить масштаб этой личности рядовому европейцу, необходимо сказать, что он являлся учителем Брюса Ли. А вот типичному азиату стоит просто назвать имя этого мастера, и в ответ вы увидите задумчивое кивание головой.

Так как в фильме речь идёт о безусловной легенде, то не обошлось здесь без весьма откровенных перегибов в плане «правдоподобности» тех или иных сцен. Во время просмотра отдельных эпизодов так и тянет прокомментировать: «И собрал он в кулак всю свою силушку лютую… и как ударил врага, так сразу три головы снёс, да ещё и телегу сломал…». Поэтому во время просмотра нужно суметь просто не замечать гипертрофированную фантасмагоричность этой картины. Ведь сколь бы жестоким не был тот или иной бой в этой ленте, главным всё равно остаётся поэзия чувств. Сколь бы сдержанным не казался протагонист — в его глазах нет-нет да и проскакивает искорка пламенеющих эмоций. И если этот фильм чем-то и уникален, то прежде всего именно тем, что в нём очень красиво подчёркиваются подобные мелочи.

При этом маститые кинокритики не рассмотрели в нём хоть какой-то уникальности. Об этом свидетельствует непростительно низкий рейтинг на IMDb, весьма сдержанные рецензии, отсутствие престижных наград и вялый бокс-офис. Удастся ли 54-летнему Вонгу Кар-Ваю после этого восстановить свой имидж одного из самых маститых режиссёров Дальнего Востока, мы узнаем нескоро. Ведь снимает он не чаще чем раз в 6–7 лет. Так что будем надеяться, что его следующий фильм станет более успешным.

Фигура одного из величайших мастеров в истории боевых искусств новейшего времени — Ип Мана — продолжает будоражить умы кинематографистов. Выдающийся революционер кунг-фу появлялся на вторых ролях в картинах с участием Брюса Ли, а затем стараниями режиссера Уилсона Ипа удостоился собственного байопика, так и озаглавленного «Ип Ман». Теперь же к фигуре мастера обратился Вонг Кар-Вай — гонконгский режиссер, чьи картины «Любовное настроение» и «Мои черничные ночи» пользуются стабильным успехом у поклонников меланхоличного фестивального кино.

Исходя из тематики и репутации режиссера, «Великие мастера» будут в равной мере интересны и поклонникам авторского кино, и любителям развлекательных постановок о боевых искусствах. «Мастера» стали фильмом-открытием 63-го Берлинского международного кинофестиваля (февраль 2013 года). При этом первые зрители отмечают не только общее философское настроение постановки, но и блистательные боевые сцены.

Главную роль Ип Мана исполнил Тони Люн Чу Вай, который всем знатокам творчества Кар-Вая прекрасно знаком по главной роли в «Любовном настроении». Именно ему удалось воплотить на экране сложный образ человека, не только возродившего древнюю боевую школу Вин-Чунь, но и распространившего знание о кунг-фу по своему свету. Ип Ман отказался от закрытой элитарной системы передачи знаний о боевых искусствах и охотно популяризировал свое искусство. Он обучал людей любой национальности и социального статуса и упорядочил свод правил, в соответствии с которым новичок может постичь суть боевой техники. Так что можно сказать, что именно ему мы обязаны появлением всех классических кинолент о кунг-фу.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы