Вавилон Babel
Три сюжетные линии сложной, многоплановой драмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту, по традиции обращающегося в своей очередной работе к тематике страданий, лишений и исследованию тонкой грани между жизнью и смертью, разворачиваются в разных странах мира. Однако тем или иным образом они связаны друг с другом: благодаря этому перед зрителем предстает зрелище натурального современного всемирного Вавилона. Первый сюжет посвящен супружеской паре, Ричарду и Сьюзан Джонс, прибывших на отдых в Марокко и случайно попавших в непростой переплет, тесно завязанный с судьбами множества местных жителей: на Сьюзан совершает нечаянное покушение марокканский пастух. Действие второго подсюжета растягивается между Соединенными Штатами и Мексикой: он посвящен няне детей супругов Джонс — мексиканке Амелии. Она вместе с детьми без ведома родителей отправляется на свадьбу своего сына в Мексику, однако на обратном пути невольно вовлекает своих подопечных в тяжкое испытание. Наконец, еще одна главная героиня живет в Японии: это глухонемая девочка подросткового возраста по имени Чиэко, испытывающая дефицит внимания и отчаянно пытающаяся стать полноценным членом чуждого ей социума.
Ещё не приступив к просмотру фильма, но уже завидев имя Алехандро Иньярриту на обложке, мы заочно предвкушаем, что это будет очередное мощное социально-драматическое кино.
Как и его предшественники, «Сука-любовь» (2000) и «21 грамм» (2003), принесшие Иньярриту мировую известность, «Вавилон» представляет собой альманах, состоящий из нескольких не связанных на первый взгляд историй, в каждой из которых исследуется природа человеческих взаимоотношений.
Не изменяя своему фирменному стилю, Иньярриту строит весь фильм по принципу головоломки, элементы которой раскрываются в разное время и в разных городах и странах в течение пятидневного периода.
В центре фильма мы обнаруживаем терзаемых внутренними муками одиночества супругов (Кейт Бланшетт и Брэд Питт), ставших невинными жертвами опасной детской выходки во время своей экскурсии по Марокко. Несмотря на относительно короткое экранное время, обоим актёрам удаётся показать удивительно трогательное и сильное представление.
С этого места берут своё начало ещё три сюжетные линии, так или иначе связанные со старым ружьём, которое в данном случае служит некой точкой, в которой на определённом этапе пересекутся все истории. Юный марокканский мальчишка-пастух, решивший ради потехи проверить, как далеко стреляет ружьё его отца и выбравший в качестве мишени проезжавший вдалеке белый автобус.
Немолодая мексиканка, прожившая треть своей жизни в Штатах, и вынужденная отправится на свадьбу сына в Мексику вместе со своими маленькими воспитанниками, чьи родители не вернулись вовремя из поездки в Марокко. Японская глухонемая девочка-подросток, страдающая от одиночества и непонимания и отчаянно жаждущая найти своё место в жизни.
Все четыре истории трогательны, драматичны и глубоки. С непревзойденным мастерством Иньярриту передает в них ощущение одиночества в толпе, страха перед неизвестным и удушающего отчаяния, когда знаешь, что спасения ждать неоткуда.
Здесь нет злодеев. Преступления совершаются, но ни одно из них не является преднамеренным, а потому не заслуживает осуждения. Решение одного человека купить оружие для защиты своего хозяйства самым неожиданным образом приводит к тому, что двое маленьких детей оказываются брошенными посреди пустыни в Калифорнии.
Каждый персонаж в картине, независимо от его происхождения, пола, возраста и социального статуса, что-то ищет: лучшего мира, близости, признания, понимания. На отсутствие последнего, в частности, и делает акцент Иньярриту. Название картины, взятое из библейского мифа, в данном случае апеллирует не столько к старой истории, сколько к подтверждению её вневременной актуальности.
Согласно старинному сказанию, Вавилонская башня должна была простираться до самых небес, служа символом единства человечества. Однако со строительством каждого нового этажа самые благие намерения и устремления людей таяли под влиянием разногласий, плохих решений и просто неудач, что в конце концов привело к эффекту, противоположному задуманному. Люди неожиданно заговорили на разных языках, теряя последнюю способность понять друг друга.
«Вавилон», вероятно, является наиболее ориентированным на массового зрителя из всей трилогии. Или иными словами, наиболее отвечающим голливудским стандартам. Хорошо ли это или плохо — вопрос спорный. Критики разбились на два лагеря. Одни плачутся, что талантливый мексиканский режиссёр, как и многие до него, ступил на скользкую стезю коммерческого кино, в то время как другие торжествуют, присуждая ему непристойное количество премий и номинаций. Ну а кто же из них прав — пусть каждый решает сам для себя.