«V» значит Вендетта V for Vendetta
После того как весь мир охватила вспышка неизвестного вируса, привычный политический уклад был подорван. В Великобритании на смену монархии пришла диктатура, а вся власть сосредоточилась в руках жестокого канцлера и его Совета. Произведения искусства, литература и всё, что может породить свободу мысли, оказалось под строжайшим запретом. Для контроля населения была создана тайная полиция и введён комендантский час. Любые проявления недовольства или инакомыслия тут же выявляются шпионской сетью и жестоко пресекаются. Молодая девушка Иви, как и всё население Великобритании, живёт в страхе перед новой властью, жертвой которой в своё время пали её родители. Её жизнь, тем не менее, принимает неожиданный поворот, когда однажды Иви встречает загадочного человека в маске Гая Фокса, спасшего её от насильников. Человека зовут Ви, и он заявляет, что намерен взорвать Парламент ровно через год 5 ноября, тем самым вернув британцам свободу. И хотя поначалу Иви боится своего нового знакомого, чья личность окружена множеством тайн, со временем она понимает, что он единственная надежда нации на спасение.
Бывает, сталкиваешься с фильмами, которые действуют как оружие — попадая в сердце, разум, душу и оставляя там след навсегда. «V — значит Вендетта» — такой фильм. С проектом небезызвестных братьев Вачовски я столкнулся случайно, благодаря изучению фильмографии Натали Портман. И после ознакомления с картиной был приятно поражен. «V — значит Вендетта» — антиутопия, экранизированная по мотивам графической новеллы Алана Мура.
В дебюте ленты показаны арест и казнь лидера Порохового заговора — Гая Фокса, который в 1605 году вместе с идейными братьями предпринял попытку взорвать Палату лордов. Действие же фильма происходит в относительно недалеком будущем. В Великобритании к власти приходит партия диктатуры — Norsefire во главе с неким Адамом Сатлером (Джон Херт). Под эгидой восстановления государства и порядка новые правители концентрируют в своих руках всю власть, а Сатлер назначает себя верховным канцлером. В огонь перемен идет все, что выходит за общепринятые рамки: литература, произведения искусства, гомосексуализм и в принципе любая оппозиционная сила.
Британцы, изначально довольные новой жесткой рукой власти, постепенно начинают понимать, что они потеряли большую часть своих свобод, взамен получив непрекращающийся поток пропаганды. Но любое действие рождает противодействие. В один прекрасный момент появляется загадочный V (Хьюго Уивинг), который прячет свое лицо за маской Гая Фокса. V взрывает
Братьям Вачовски вместе с режиссером Джеймсом МакТигом удалось снять яркое, очень эффектное и впечатляющее кино. Несмотря на то что фильм экранизировал комикс, лента, прежде всего, получилась в жанре психологической драмы, нежели боевика. Да, есть в картине и сражения — когда Мистер V очень эффектно разбрасывает своих врагов, но драки поставлены в виде молниеносных битв, хоть и очень качественных.
В первую очередь художественное полотно берет неподражаемой игрой актеров. Натали Портман — умничка, красавица и талантище. Можно сколько угодно говорить приятные слова в адрес великолепной актрисы, но лучше просто один раз увидеть, какой шикарный образ получился в лице Иви, — изящный и невероятно глубокий. Джон Херт эмоционально сыграл прячущегося в подземном бункере канцлера. Верховный руководитель изображен таким, каким он, наверное, и должен быть — истеричным, но внутренне сильным. Упомяну и еще о двух персонажах, которых я не затронул в описании сюжета. Стивен Ри сыграл честного полицейского инспектора Эрика Финча, расследующего деятельность Мистера V. Но отдельно хочу выделить Стивена Фрая, который создал отличный образ шоумена Гордона Дитриха. Дитрих — смелый, сильный, потрясающий персонаж.
Наград лента «V — значит Вендетта» так никаких и не получила, хотя критики, оценивающие работу Джеймса МакТига, пришли к выводу, что экранизация новеллы об оппозиционном движении во имя свободы удалась на славу.
Фильм «V — значит Вендетта» часто присутствует во всевозможных рейтингах лучших фильмов. Да и зритель, например я, оказался в полном восторге после ознакомления с картиной.
Существуют фильмы, которые захватывают с первой минуты и держат в восторге еще долго после окончания просмотра. Они заставляют задуматься, поразмышлять о нашем бытие, о будущем и настоящем, а потом взглянуть вокруг и понять, как несовершенен мир. Существует ли оно, то светлое будущее, о котором мы мечтаем? Возможна ли утопическая реальность? Или хаос и второй мировой потоп — это намного реальнее при нынешних обстоятельствах? Вопросы без ответа. Но человеческая жестокость, безрассудность и жажда власти вполне могут породить то, что мы видим в фантастическом триллере «V — значит вендетта».
Смертельный вирус. Страшная эпидемия. Смерть миллионов. Будущее нисколько не радует. После этого ужаса Англия попадает в другое, не намного лучшее: страна подвергается жестокой диктатуре властного канцлера Адама Сатлера. Спасения нет: комендантский час, всесилие властей, многочисленные казни за все, что хоть немного не понравится канцлеру. Люди живут в постоянном страхе, не смея даже слова кривого сказать, чтобы не навлечь на себя беду. И вдруг появляется тот, кто способен бросить вызов ненавистной власти — человек, скрывающий свое лицо, под именем V. Он первый партизан и надежда на спасение. К нему присоединяется Иви Хэммонд, которую он освободил из тайной полиции. Получится ли им сбросить жестокую власть и помочь народу обрести свободу? Возможна ли жизнь с чистого листа?
В главных ролях — Хьюго Уивинг и Натали Портман. Они создали замечательный тандем. На первый взгляд, об игре Хьюго трудно судить, так как его лицо скрывается под маской на протяжении всего фильма, соответственно, эмоций не видно. Но, с другой стороны, зачем видеть лицо актера, если от него исходит такая восхитительная энергия и чувствуется невероятная харизма? Уивинг безупречно исполнил роль неукротимого и обаятельного бунтаря. Игра Натали Портман заслуживает всяческих похвал. Она гениальна, иначе и не скажешь. От ее голоса начинают бегать мурашки по телу. Видя сцену, в которой ее стригут, зритель невольно плачет вместе с ней такими же горькими слезами. А эмоции настолько искренние и живые, что кажется, будто Натали не играет, а живет этой ролью.
«V — значит вендетта» создает огромное впечатление и наводит на раздумья о том, как можно изменить мир. Наполненный философскими диалогами и трагизмом, от которого нельзя сдержать слезы, фильм поражает своим смыслом, исполнением, идеей. Режиссер Джеймс МакТиг умело создал символическую картину, которая предупреждает о возможной антиутопической реальности. Он сумел настолько аккуратно перенести полный сарказма роман Мура в ХХІ век, что его работой можно только восхищаться. Каждая деталь, каждое слово, даже взгляд передают тревожное и гнетущее настроение картины, сквозь которую красной нитью проходит идея о фальши тоталитаризма. Настоящий восторг вызывает то, что этот фильм — первая, но столь качественная и серьезная работа Джеймса МакТига.
После просмотра картины «V — значит вендетта» зритель обязан еще некоторое время сидеть, не шевелясь, не в состоянии избавиться от ошеломляющего впечатления. Это один из тех фильмов, которые поражают глубоко и надолго.