В зеркале Ayneh-ha-ye rouberou
Рана — наивная, набожная и преданная традициям женщина. Через несправедливый арест мужа, вынуждена работать таксистом, чтобы выжить. Адина — состоятельная трансексуалка с бунтарской натурой. Девушка убегает из дома, чтобы избежать принудительного брака. Тем самым оказывается в такси Раны. Так их жизни переплетаются. Двух женщин ждет путешествие, полное открытий и вызовов собственным верованиям и убеждениям.
Сюжет фильма «В зеркале» (
Другая — Адина — скрытая трансексуалка из очень состоятельной семьи, которая пытается сбежать из Ирана в Германию, где может свершиться её мечта и она поменяет пол. Её бунтарская натура нарочито подчёркивается практически в каждой сцене и поступке. Одевается она как парни, однако на ней такая одежда смотрится не столько мужеподобно, сколько вызывающе.
В самый ответственный период для каждой из этих женщин, их судьбы пересекаются. Пытаясь понять друг друга, и Адина и Рана получает свой жизненный урок.
Так, Адина, увидев, как её подруга скучает по арестованному мужу, говорит, что сможет начать жизнь в свободном обществе Германии, где нет запрета на то, чтобы поменять пол, но, наверное, никогда не сможет испытать те же чувства любви, какие испытывает Рана.
Таким образом гомосексуализм в фильме показывается скорее как признак социальной свободы, нежели душевной.
Один из важных второстепенных персонажей фильма — дорога. Так, в эпизоде, когда обе главные героини рассказывают о своей судьбе, которая заставила одну заниматься абсолютно не женским делом, а другую — вовсе сменить пол, показывается горная дорога, в то время как слова героинь слышны
Если Рана, сев за руль в качестве таксиста, показывает, что отступать от традиций можно, если это вынуждают обстоятельства (ведь в Иране не принято, чтобы женщина занималась такой работой). То Адина — доводит право не повиноваться традициям до высшей меры.
Эти два персонажа близки в своей противоположности. В связи с этим у фильма и такое название «В зеркале» (
Зеркало хоть и отображает реальность, но всё же показывает лишь иллюзорную (плоскую копию) реально существующих вещей. Однако человек в праве самостоятельно решать: по какую сторону от зеркала — иллюзия, а по
Большое внимание уделяется обычаям и традициям, с которыми подобное инакомыслие Адины никоим образом не вяжется. В картине ощутим перевес в сторону симпатии к этой героине. В то время как другая сторона показывается достаточно упрощённо — её отец, для которого поступок дочери это не инакомыслие, а кощунство, показывается упрямым и агрессивным, в нём однобоко показываются отрицательные черты.
Конфликт на почве гомосексуализма в фильме показывается эмоционально и эстетически, при этом спорам и обсуждениям этой проблемы уделяется не слишком много внимания. Даже восприятие патриархально воспитанной и живущей Раны проблемы Адины выглядит слишком спешным, ведь женщина, все свои годы прожившая в подобной традиционной идеологии, вряд ли бы смогла столь спешно принять «кощунственную» точку зрения своей
В Иране только зарождается эта проблема, точнее, с каждым годом становится чуть громче её публичное звучание. При этом, каждый фильм, поднимающий эту тему оказывается под угрозой строгого запрета. Например, в этом месяце в стране запретили все телепередачи, в которых показываются любовные треугольники или полуобнажённые мужские тела. Если в Иране накладываются запреты на такие (вовсе не берущиеся во внимание в «западном» мире) вещи, то разве может идти речь о столь сложной проблеме гомосексуализма?
Подобная острая реакция на гомосексуализм в кино в Европе возникала не позже
Нарочито в фильме «В зеркале» (
Написано под армянский дудук Дживана Гаспара