В субботу

oKino:
5.5
5.5/10
из 10
IMDb: 5.5 (391)
Золотой орел 1
Сюжет

Трагическая история, действие которой разворачивается в субботу 26 апреля 1986-го года, спустя 24 часа после взрыва на АЭС в Чернобыле. Главный герой узнаёт о масштабах произошедшей катастрофы намного раньше других жителей города, и это знание становится его проклятьем. Скованный запретом правительства, не желающего поднимать панику среди населения, Валерий не может рассказать об опасности ни одной живой душе. Ему остаётся лишь бродить по городу обречённых, переживая мучительный внутренний конфликт и страдать от собственного бессилия. В итоге он решает бежать, но попытка оказывается провальной, и Валерий остаётся заточённым вместе с остальными в смертельной ловушке.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Авторы фильма не ставили себе за задачу максимально правдоподобно показать ситуацию в городе «Припять» в субботу 26 апреля 1986 г. Поэтому в картине можно встретить множество документальных неточностей, из-за которых она собрала очень противоречивые отзывы. В то же время эта лента представляла в этом году Украину на Берлинале.

Фильм «В субботу» сосредоточен вокруг идеи абсурда внешней среды, в которой живёт главный герой, а также его внутреннего эмоционального напряжения. Герой оказывается как бы посередине между внешним (радиационным) и внутренним (чувственным) взрывами. Он — единственный, кто понимает масштаб трагедии, но при этом не может вырваться из этого города, чтобы спастись. Ну, а право ответить на вопрос, почему он не убегает из заражённой территории — предоставляется каждому зрителю.

В начале, фильм вводит зрителя в атмосферу радиационного взрыва и разворачивается, как реалистическая лента. Но уже через двадцать минут содержание картины сводится к символам, которые вплетены в грубую советскую реальность. Таким образом весь сюжет построен на метафорах.

Пьянка на свадьбе, которая занимает добрую часть фильма, показывается как «пир во время чумы». Но если в классическом сюжете все герои такого пира понимают свою обречённость, то в атмосфере Припяти царит неведение того, какая трагедия произошла.

Существенным недостатком излишней метафоричности в фильме стало то, что могут показаться слишком затянутыми отдельные эпизоды, когда герой бежит по заражённому городу, играет на барабанах или танцует среди общего веселья. Такие эпизоды смотреть неприятно и зритель чувствует определённый дискомфорт. Однако именно этим жирно подчёркивается внутреннее состояние персонажа.
К игре актёров могут быть претензии из-за их малоопытности и подчас не сильной внятности игры. С другой стороны камера оператора Олега Муту в картине стала просто отдельным персонажем, который стоит не просто на позиции свидетеля происходящего и отстранённо наблюдает за этой историей, а является полноценным героем ленты. Олег Муту, оператором-зачинателем «новой румынской волны», работал над такими шедеврами, как «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007) и «Смерть господина Лазареску» (2005). Эту картину он снимал тоже подвижной (ручной) камерой — без штатива и операторских тележек.
Начинается и оканчивается картина у взорвавшегося реактора. В первых кадрах — это как бы знакомство с этой трагедией. Ну, а то, что в конце герои картины вновь оказываются перед взорвавшимся реактором — символ того, что убежать от радиации невозможно.

Во время взрыва на ЧАЭС в окружающую среду попало только 5% от всего того радиационного мусора, который сегодня законсервирован под саркофагом. И если бы хотя бы половина радиоактивного мусора оказалась в окружающей среде, то вряд ли бы на нашей планете осталось безопасное место.

Не так давно на экранах нашей страны в ограниченном прокате шла французская лента «Последний романтик планеты земля», с которой отчасти перекликается фильм «В субботу». Главный герой французской картины, оказавшись в мире, стоящем на пороге апокалипсиса, отправляется на поиски женщины, которую любит. В то время, как все вокруг него пытаются убежать от трагедии, он объезжает несколько стран в поисках своей любви. Но учитывая то, что убежать от мира, который всецело переживает трагедию — невозможно, герой фильма понимает бессмысленность окружающей суеты. Поэтому он и решает в последние дни жизни, хотя раз увидеть свою любовь.

И если в «Последнем романтике…» показано то, ради чего стоит бежать от трагедии, то в фильме «В субботу» — главный герой оказывается в безысходной ситуации: бежать и некуда и незачем.
Как отметил в одном из своих интервью режиссёр и автор сценария фильма Александр Миндадзе «Мне прежде всего хотелось снять картину о том, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот — не может сдвинуться с места, продолжает радоваться мелочам, живет простыми вещами и в каких-то довольно простых категориях…»

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы