В субботу
Трагическая история, действие которой разворачивается в субботу 26 апреля
Авторы фильма не ставили себе за задачу максимально правдоподобно показать ситуацию в городе «Припять» в субботу 26 апреля 1986 г. Поэтому в картине можно встретить множество документальных неточностей,
Фильм «В субботу» сосредоточен вокруг идеи абсурда внешней среды, в которой живёт главный герой, а также его внутреннего эмоционального напряжения. Герой оказывается как бы посередине между внешним (радиационным) и внутренним (чувственным) взрывами. Он — единственный, кто понимает масштаб трагедии, но при этом не может вырваться из этого города, чтобы спастись. Ну, а право ответить на вопрос, почему он не убегает из заражённой территории — предоставляется каждому зрителю.
В начале, фильм вводит зрителя в атмосферу радиационного взрыва и разворачивается, как реалистическая лента. Но уже через двадцать минут содержание картины сводится к символам, которые вплетены в грубую советскую реальность. Таким образом весь сюжет построен на метафорах.
Пьянка на свадьбе, которая занимает добрую часть фильма, показывается как «пир во время чумы». Но если в классическом сюжете все герои такого пира понимают свою обречённость, то в атмосфере Припяти царит неведение того, какая трагедия произошла.
Существенным недостатком излишней метафоричности в фильме стало то, что могут показаться слишком затянутыми отдельные эпизоды, когда герой бежит по заражённому городу, играет на барабанах или танцует среди общего веселья. Такие эпизоды смотреть неприятно и зритель чувствует определённый дискомфорт. Однако именно этим жирно подчёркивается внутреннее состояние персонажа.
К игре актёров могут быть претензии
Начинается и оканчивается картина у взорвавшегося реактора. В первых кадрах — это как бы знакомство с этой трагедией. Ну, а то, что в конце герои картины вновь оказываются перед взорвавшимся реактором — символ того, что убежать от радиации невозможно.
Во время взрыва на ЧАЭС в окружающую среду попало только 5% от всего того радиационного мусора, который сегодня законсервирован под саркофагом. И если бы хотя бы половина радиоактивного мусора оказалась в окружающей среде, то вряд ли бы на нашей планете осталось безопасное место.
Не так давно на экранах нашей страны в ограниченном прокате шла французская лента «Последний романтик планеты земля», с которой отчасти перекликается фильм «В субботу». Главный герой французской картины, оказавшись в мире, стоящем на пороге апокалипсиса, отправляется на поиски женщины, которую любит. В то время, как все вокруг него пытаются убежать от трагедии, он объезжает несколько стран в поисках своей любви. Но учитывая то, что убежать от мира, который всецело переживает трагедию — невозможно, герой фильма понимает бессмысленность окружающей суеты. Поэтому он и решает в последние дни жизни, хотя раз увидеть свою любовь.
И если в «Последнем романтике…» показано то, ради чего стоит бежать от трагедии, то в фильме «В субботу» — главный герой оказывается в безысходной ситуации: бежать и некуда и незачем.
Как отметил в одном из своих интервью режиссёр и автор сценария фильма Александр Миндадзе «Мне прежде всего хотелось снять картину о том, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот — не может сдвинуться с места, продолжает радоваться мелочам, живет простыми вещами и в