У нас есть Папа Habemus Papam
В Ватикане пожилой кардинал Мелвилл к своему огромному удивлению узнаёт, что конклав избрал его на должность нового Папы Римского. Никогда не отличавшийся лидерскими качествами и умением принимать важные решения, Мелвилл впадает в панику прямо накануне своего выступления перед паломниками, традиционно собравшимися на площади Святого Петра, чтобы поприветствовать нового Понтифика. Для предотвращения глобального религиозного конфликта, который может спровоцировать отказ нового Папы от вступления на свою священную должность,
Изображать Ватикан, как обитель добронравия и святыню католицизма — уже не столько традиция, сколько канон. Тысячи фильмов содержат кадры, в которых зрителя заставляют трепетать перед величественным видом папской обители. И если появляется фильм, в котором привычный пафос Ватикана умаляется, всегда появляется хотя бы несколько фанатичных католиков, спешащих назвать такую ленту провокацией.
Так поступили и с фильмом Нанни Моретти «У нас есть папа», который сразу после премьеры обвинили в цинизме и маловерии.
Однако режиссёр легко парировал обвинения в свою сторону: «Когда мне сказали, что в моем фильме мало веры, я ответил, что это так и есть! Мне жаль, но в Бога я не верю. Однако занимаемая мною позиция не направлена против верующих — мне просто хотелось показать Ватикан таким, каким я сам его вижу, а не устраивать провокацию…».
В подтверждения своей атеистической позиции Моретти исполнил роль психоаналитика, которому поручают разобраться в проблеме Папы.
Режиссёр сосредотачивается на «человеческой» стороне всей папской свиты. Вместо привычных проповедей, кардиналы в фильме говорят о вкусных пончиках и кофе со сливками, вместо шаблонного уединения, раскладывают пасьянс или играют в волейбол, а вместо строгого монашеского образа жизни, вяло расхаживают весь день по дворцу, а вечером не могут уснуть, глотая снотворное.
За кулисный мир Ватикана показывается в картине как интригующая правда о папском престоле, в то время, как всё «внешнее» в нём — попросту театр. И каждому, кто попал в труппу этого театра, каждый день приходится исполнять одну и ту же роль. Это не провокация, а вполне претендующая на истину трактовка образа жизни в эпицентре католицизма.
По мере того, как сами кардиналы показываются, как обычные люди, и зрителю становится понятен «испод» этого мира — постепенно открывается и проблема главного героя, только избранного Папы Римского Мельвиля. Эту проблему едва можно вписать в рамки общепринятого понятия «трагедия», так как этот человек переживает психический срыв после того, как конклав объявляет его приемником папского престола. Мельвиль вдруг понимает, что абсолютно не соответствует качествам Папы Римского.
В этого человека, ещё вчера спокойно жившего как обычный кардинал, вдруг вселяется вселенский страх, с которым ему просто не представляется возможности справиться. Обращаясь за помощью к докторам, у него не получается решить свою проблему. Бессилие, охватившее этого героя заключается в бессилии способов мышления, предлагаемых как церковью, так и психоанализом, при столкновении с актуальными проблемами.
Таким образом Мельвиль решает сбежать просто в город и побыть в одиночестве.
Таким образом, театр проходит лейтмотивом фильма: от ненавязчивых намёков на искусственность всего происходящего в Ватикане в начале фильма до откровенного проведения прямых параллелей между ними.
Режиссёр Нанни Моретти малоизвестен широкому украинскому зрителю, несмотря на то, что этот фильм стал двадцатым в его карьере. Вместе с этим «У нас есть папа» стала шестой картиной, номинировавшейся на золотую пальмовую ветвь Каннского кинофеста, не считая участия в других престижнейших кинофорумах.
Критики отмечают, что сыгранная в этой картине роль психоаналитика самим режиссёром — и знаковая и в то же время необычна для Нанни Моретти. За этим мастером уже достаточно давно закрепилось звание интерпретатора и аналитика своей эпохи. Таким образом ситуация, когда
Как правило, режиссёр играет в своих фильмах основных персонажей, на которых завязывается идея всего произведения, здесь же он уступил это место опытнейшему актёру Мишелю Пикколи.
Как отозвался о своёй игре сам исполнитель главной роли: «фильмом Нанни Моретти не грех и карьеру закончить». На момент участия в этой картине, актёру было 85 лет.
Многие критики отмечают в фильме декорации и костюмы, однако в них нет особой уникальности, так как все декорации были готовы уже сами по себе, а костюмы надо было не придумывать, а просто напросто скопировать с уже существующих. Поэтому сложности в их изготовлении заключались в том, чтобы «пробраться» в самое сердце Ватикана со всей многочисленной съёмочной группой и сшить для каждого актёра костюм, которых, следует отметить практически в каждом эпизоде не меньше двадцати, а то и около сотни.
Последний год запомнится началом тенденции «очеловечивания монархов», когда вслед за лентой «Король говорит!», рассказывающей о том, как глава государства пытался избавиться от заикания, выходит картина «У нас есть папа», спуская великих людей на землю. Наверное, смотреть такое кино — лучший способ воспитать демократию.
Написано под Scala & Kolacny Brothers
Драма Нанни Моретти «У нас есть Папа» уже получила широкую популярность на своей родине — в Италии.
Начинается картина, как и фильм «Ангелы и Демоны», когда кардиналы собираются, чтобы избрать нового понтифика. Однако вместо необъятной радости за своё избрание, новый Папа испытывает жестокий панический страх перед своей участью. Так, начавшись, как заправская комедия, постепенно вырисовывается драматическая канва фильма.
Как отмечают критики, в карьере режиссёра фильм «У нас есть Папа» стал первым, где сам Моретти воплощён не только в одном персонаже, которого и играет автор ленты. Вторым не менее важным героем, через которого фильммейкер передал свои переживании и размышления, стал главный герой Мельвиль (Пикколи).
Этот персонаж своим бессилием олицетворяет внезапное расжижение воли и ужас перед молчанием небес. Это и заставляет его отречься от престола простой фразой «Я его не достоин». Ощущение собственного бессилия каждого отдельного человека показывается через его потерянность и крохотность в глобализованном мире, переживающем кризис.
Беспомощность этого героя — в бессилии способов мышления как церкви, так и психоанализа при столкновении их с актуальными проблемами. Ритуалы и знание как церкви, так и науки, по мнению режиссёра, лишены смысла.
Сменив нескольких психоаналитиков, так и не подсказавших ему выход из собственного психологического тупика, Папа отправляется в большой мир: гуляет по окрестностям Рима, едет в метро, пирует в ресторане со случайно встреченными артистами.
Лента «У нас есть Папа» предлагает современный вариант проблемы ответственности за власть, которая даётся человеку извне, и веру, которую уже сам человек взращивает внутри себя самого.
Признанный мастер итальянского кинематографа Нанни Моретти лет десять назад был награждён Золотую пальмовую ветвь Канн за ленту «Комната сына».