О да, наверное только глухой и слепой не слышал и не видел рекламы на новый российский исторический детектив «Турецкий гамбит». И теперь не только любители такой замечательной игры, как шахматы, знают значение слова — гамбит. Тем же, кто находится в неведенье, поясню. Слово ГАМБИТ замечено было в любимом мною итальянском языке. Точнее в выражении «dare il gambetto», что означает — «поставить подножку». От сюда и пошло общее название шахматных начал, в которых жертвуются фигуры с целью скорейшего развития партии и, естественно, победы. В случае принятия жертвы возникает принятый гамбит, при ее отклонении — отказанный гамбит. Термин «ГАМБИТ» впервые применен испанским шахматистом Р. Лопесом в далёком 1561 году. А проявил интерес к этому слову, по-видимому, заядлый шахматист Борис Акунин.
Борис Акунин становиться одним из самых популярных российских писателей. Признаюсь честно — не одного его произведения, к сожалению, не читал. Но думаю, всё же, исторические романы лучше чем всякие детективчики которыми сейчас завалены книжные прилавки, а-ля Маринина и т. д. Так что Борька молодец — так держать. Вот уже экранизировано три его произведения: «Азазель», «Турецкий гамбит» и «Статский советник». Главным героем во всех этих историях является некто, с не совсем звучным для современного русскоязычного населения, именем Эраст (да простит меня за грубый намёк Акунин). А фамилия была у него Фандорин.
Бедный Эраст Фандорин тяжело переживает потерю возлюбленной (см. «Азазель»). В связи с чем сломя голову отправляется волонтёром в Сербию. Там (это, собственно, начало фильма) турки закидывают его динамитом на поле с подсолнухами. В результате Эраст благополучно попадает в плен к этим самым туркам. От куда так же благополучно бежит и становиться свидетелем сверхсекретного разговора между неким пашой и супер-пупер турецким шпионом под прикрытием Анваром-эфенди, лицо которого видно не было. Турки, как любители интеллектуальной игры, задумали гамбит — войска Османа-паши, под предводительством Исмаил-бея возьмут город Плевну и оттянут на себя основные силы российских войск. С такой наглостью, естественно, нельзя мирится. И Фандорин галопом на муле мчится в ставку наших, чтобы передать эту секретную информацию. По дороге он спасает в какой-то забегаловке барышню Варвару, переодевшуюся в мальчика. Хотя даже пьяным болгарам и туркам понятно, что она красна-девица. Варвара Андреевна с громкой фамилией Суворова, оказывается, едет на фронт к своему жениху. Только каким образом её занесло из Питера в тыл к врагу на болгарские земли остаётся загадкой. Это же какой крюк надо было сделать, да ещё и к такому жениху, как Петюня Яблоков. Ну да ладно. В ставке Фандорин сообщает генералу секретную информацию в присутствии десятка человек посторонних, чтобы потом можно было весь фильм проводить расследование. Теперь и начинается детектив. Эрасту предстоит вычислить турецкого оборотня в российских погонах и спасти корону империи.
Теперь выскажу своё мнение о фильме, не побоясь быть закиданным камнями. Ибо хвалебных рецензий было великое множество. Я же буду, мягко сказано, сдержанней. Да, это современный российский блокбастер, но сравнение с голливудскими картинами он естественно проигрывает. И дело тут даже не в бюджете. Та же детективная история высосана из пальца. Я, например, понял кто шпион, ещё в середине фильма. Не буду говорить после какого момента, чтобы смотреть было интересно. Трюки исполнены неплохо, но драки выглядят неубедительно. Слишком крупные планы, на экране всё мелькает, иногда не понятно кто кого, особенно когда дерущихся больше двух. А ведь можем снимать, просто не тем людям дело это доверили. Вспомнить хотябы сериал «Графиня-Де Монсоро» — ах, какие там были классные сражения на шпагах. В целом картинка замечательная, особенно к месту оригинальные компьютерные спецэффекты, да и стилистически фильм смотрится здорово. Вот ещё только в диалогах чего-то не хватает. Да, не хватает фраз которые хотелось бы затем цитировать. Вот даже в не самом лучшем голливудском фильме «Троя» таких фраз было несколько. И не хватает чувства гордости за нашу армию и патриотических настроений. А ведь это же фильм о войне, где как не здесь просыпаться патриотизму. Тем не менее очень радует подбор актёров. Куда ни глянь — звезда. Хотя в способностях Ольги Красько (Варвара Суворова) можно усомнится, да и про титулярного советника Фандорина в исполнении Егора Бероева можно поспорить (тут вопросов больше к Акунину, а актёр мне нравиться). Не убедительный какой-то заикающийся русский разведчик получился. В книге он тоже такой? Вот турецкий шпион, в исполнении…….. просто великолепен. Лучшая игра в фильме, браво актёру, обязательно должна быть номинация на Оскар. Гоша Куценко просто вылитый Исмаил-бей. Ну, Балуеву сам бог велел играть генералов. Дмитрий Певцов — бравый гусарский образ. Владимир Ильин не плох в исполнении жандарма Мизинова. Румынские офицеры не могут выглядеть иначе, как Виктор Вержбицкий. И т. д. — Александр Лыков, Даниэль Ольбрыхский, Марат Башаров, Дидье Бьенэм, Валдис Пельш и т. п. А режиссировал ансамблем Джаник Файзиев.
Думаю можно фильму поставить 4 с плюсом, нет даже поставлю 5, авансом. Всё-таки кино смотрится. Для нашего кинематографа это большой шаг в перёд, в отличии от «Ночного дозора». Если так пойдёт и дальше, Голливуд падёт перед нами на колени. Главное принимать критику, работать над ошибками и совершенствовать профессионализм. Возрождается синематограф, а?