Три цвета: Синий Trois couleurs: Bleu
Удивительный, заставляющий задуматься фильм «Три цвета: Синий» начинается с трагедии. Молодая женщина Жюли теряет в автокатастрофе все, что было смыслом ее жизни, — мужа и ребенка. Она не понимает, зачем теперь ей жить, где найти силы, чтобы продолжить свой путь. Благодаря таланту исполнительницы главной роли Жюльет Бинош, горе ее персонажа остро чувствует каждый зритель. В этот момент с экрана в реальность проникает безысходность, глубокое, как темное море, отчаянье.
Эффект шока, который возникает в завязке фильма, преследует на протяжении всего просмотра. Киноленту даже не столько смотришь, сколько переживаешь, пропускаешь сквозь себя. Картина относится к той категории фильмов, которые оставляют «послевкусие». После просмотра еще долго не хочется смотреть
Режиссер Кшиштоф Кесьлевский наполнил свою картину массой символов. Они не требуют от зрителя определенной подготовки, так как корнями уходят в архетипные образы, понятные каждому. В фильме нет примитивной динамики, но она и не нужна. Кажется, что любое лишнее действие разрушило бы хрупкую атмосферу, созданную Мастером. Синий цвет, доминирующий в фильме, удивляет массой оттенков. Однако все они сливаются в единый гимн отчаянья и всепоглощающей грусти. Вместе с тем синий цвет несет и надежду, он символизирует веру в духовность, что не имеет конца. Для Жюли синий цвет, ознаменовавший в начале конец всего, что было до, принес новое, в некотором роде мистическое понимание того, что счастье — это далеко не то, что мы себе представляем. Жюли обрела новый смысл жизни — творчество, а вместе с искусством в ее дом постучалась и любовь.
Особое место в фильме отведено музыке. Она одновременно символизирует и смерть, и воскрешение. Главная героиня после смерти мужа хочет уничтожить его труд — музыкальное произведение, но музыку не так легко убить. Она возрождается в мелодии уличного музыканта, прорастает в душе Жюли, напоминает о себе визитами знакомых из прошлого. В конце концов недописанное произведение побуждает главную героиню к творчеству. Зритель вместе с Жюли может «прочувствовать» музыку: закрыть глаза и дотронуться до нее.
Композитор Збигнев Прайснер создал великолепное музыкальное сопровождение для фильма «Три цвета: Синий». Музыка, звучащая в картине, выступает не просто фоном к происходящему: она трогает самые потаенные уголки души зрителя. Музыкальный шедевр дарит слушателю настоящее эстетическое удовольствие. Звучит музыка — и все части картинки складываются воедино: приходит понимание того, что за одной гранью жизни открывается следующая.
Кинолента является одной из частей трилогии Кесьлевского. Режиссер попытался переосмыслить в ней лозунг французской революции. Символами лозунга «liberte, egalite, fraternite» («Свобода, равенство, братство») выступили цвета флага Франции: синий, белый, красный. Каждая часть уникальна и