Первая полнометражная документальная лента о легендарной группе The Doors, чье творчество ознаменовало расцвет и закат целой эпохи, включает в себя не показываемые доселе широкой публике отреставрированные хроникальные записи, сделанные в промежутке между 1965 и 1971 годами. Годом появления группы и годом смерти её легендарного фронтмена.
Название документалки — When You Are Strange — говорит о том, что музыка The Doors была постоянно меняющейся и странной в самом хорошем смысле этого слова.
Трудно поддавать критике фильм о легенде американской музыки 1960-х. Автор ленты, режиссёр артхаусных лент, попытался отобразить на экране цельную историю, собранную из кусочков всевозможных записей, показать всех членов группы — Джима Моррисона, Джона Денсмора, Робби Кригера и Рэя Манзарека — как можно правдоподобнее и реалистичнее. Во главу фильма Том Дичилло поставил самого гения — Джима Моррисона — и в нарративной манере описал его жизненный путь с момента основания группы. Ход конём оказался в меру удачным, так как представить The Doors без своего вокалиста и автора песен невозможно.
По словам самого ДиЧилло, он хотел рассказать всю правду о The Doors и стать своего рода «анти-Оливером-Стоуном», снявшим двадцать лет назад пафосную ленту «The Doors» и Вэлом Килмером в главной роли.
ДиЧилло, понимая непопулярность документального кино, припас в рукаве пару-тройку козырей. Первый — перед ним распахнули двери архивов с неизвестными фрагментами не только концертов, записей и интервью, но и настоящего Джима в жизни. Вдобавок нарезка из документальных эпизодов чередует с собой фрагменты из экспериментальной ленты, которую поставил сам Джим Моррисон и его приятель Феррара «HWY: Американская пастораль». Последняя являет собой психоделическое road-movie, в котором сам Джим рассекает на авто по пустыне Мохаве и в начале фильма слышит по радио известие о собственной смерти в Париже.
Следующий козырь, сыгравший немалую роль в рекламе, закадровый голос Джонни Деппа. Беда лишь в том, что зрители не нуждаются в закадровом голосе, ведь на экране и так все понятно. Перед нами мелькают кадры убийства обоих Кеннеди, Лютера Кинга, Шерон Тейт, бомбежек по Вьетнаму, гибели Хендрикса и Дженис Джоплин, которые передают дух эпохи. Тем не менее автор ленты не совсем убедителен: Джим Моррисон всегда был вне эпохи и его творения нельзя приписать к определенному пласту, как музыку Rolling Stones и Beatles.
Авторы ленты в монотонном режиме постепенно погружают зрителя в атмосферу тех событий, которые обозначили конец 1960-х. Что примечательно, ДиЧилло порой зацикливается на попойках и выходках Джима, но контакт с аудиторией более-менее поддерживает. История о самоуничтожении и возвышении гения рассказывается доступно, как для фаната группы, так и для человека непосвященного.
В одном авторы промахнулись: злоупотребляя кадрами эксцентричных выходок, ЛСД-вояжей фронтмена, катания в трусах на велосипеде, Джим показан в документалке без прикрас и мифов. Получается, что гениальный поэт, музыкант, актёр «и просто хороший человек» постоянно пил и ширялся, не успевая прийти в себя, что не всегда соответствует истине. В погоне за изобличением Стоуна ДиЧилло выкладывает занятный видеоряд из череды действительных событий из жизни кумира. Но при этом не может подолгу останавливаться на самом характере и внутреннем мире Моррисона и обозначить его след в мировой культуре. Но авторы не виноваты — Моррисон был загадкой, загадкой и останется.
Кроме того просмотр дал возможность лишний раз насладиться лучшими песнями The Doors («The End», «Light My Fire», «Drivers on the Storm», «People Are Strange», «L. A. Woman»), с интересом взглянуть на кадры с «Королем Ящериц» и предвкушать пересмотр «The Doors». Того самого, что с Вэлом Килмером.