Татарский триптих Татарский триптих

oKino:
0
0/10
из 10
Татарский триптих
Сюжет
Эмене выдают замуж за пожилого мужчину, который ей глубоко неприятен, и лишь в мечтах она может грезить об идеале. Красавица Фатима погибает, пытаясь освободиться от постылого нелюбимого мужа, а счастье умной, интеллигентной Мирием погибло из-за неприязни ее родителей-ортодоксов, осуждавших свободный образ жизни будущего зятя.
Рецензии

В своё время этот фильм в узких кинокругах Украины называли «событием», «достижением», а особо наивные — даже «сенсацией». На самом же деле в те годы, когда снимали один-два фильма в год, каждая отечественная лента становилась «событием». В свою очередь «достижением» «Татарский триптих» стал, наверное, для одного только режиссёра Александра Муратова, который на момент съёмок разменял уже восьмой десяток.

Эта картина стала первым кинематографическим произведением, снятым на крымско-татарском языке. В основу сюжета положены три новеллы Михаила Коцюбинского: «Путы шайтана», «На камне» и «Под минаретами», которые были написаны в 1905 году. Лейтмотивом всех трёх сюжетов становится попытка героев пронести свою любовь через жёсткие реалии окружающего мира.

В новелле «Путы шайтана» девушку по имени Эмене выдают замуж за старика, который ей противен. Поэтому единственное, что ей остаётся, — продолжать жить своими мечтами. Красавица Фатима из другой истории погибает — ей так и не удаётся освободиться от своего постылого мужа (новелла «На камне»). Несчастье ждёт девушку и в новелле «Под минаретами»: интеллигентная Мирием не сможет связать свою жизнь со своим вольнолюбивым возлюбленным, так как против такого брака выступят её родители-ортодоксы.

Каждая из этих историй как бы идеализирует прекрасное чувство любви, показывая его в предельной ситуации, когда его страстно желает девушка, но в то же время ему резко противостоят окружающие.

Неясно читается внутренняя логика этих трёх фильмов. Поэтому кажется, что именно эти три истории, кроме места и времени, ничего больше не объединяет. Каждый из сюжетов описывает какую-то частную ситуацию из жизни. Но подобных коллизий великое множество, и с подобным успехом можно было бы поставить в один ряд и некоторые другие сюжеты.

Режиссёр Муратов пытался показать в этом фильме татар максимально правдоподобно. И если в какой-то сцене можно встретить некоторое любование их обычаями или красотой их поступков, то наверняка в следующем же эпизоде в фильме найдётся место для какого-то неблагочестивого крымского татарина, который не даст зрителю возможность идеализировать этот народ.

Нежное отношение к этому народу показано в фильме очень искренне: скрупулёзно воспроизведены ритуалы и обычаи этих людей, предельно точно показываются их типажи. Этнографическая правда в отдельных эпизодах просто поражает. Последнее — во многом благодаря тому, что главные роли в картине исполнили актёры местного Симферопольского театра.

При этом, однако, бросается в глаза телевизионная (в худшем смысле) эстетика ленты. Дешёвые спецэффекты, малобюджетные костюмы и декорации — всё это вызывает у зрителя некоторое снисхождение: мол, украинское кино на том этапе не могло претендовать на какие-то высоты.

Съёмки проходили в Бахчисарае, Балаклаве, на Карадаге и под Судаком — в местах, хорошо известных многим туристам (проще говоря, большей части населения Украины, которых судьба хотя бы раз заносила в эти места).

Морально-этические проблемы в этой ленте выглядят в большинстве сцен нарочито и как-то даже хрестоматийно. Подобный акцент на вопросах нравственности знаком зрителю ещё со школьной скамьи — уроки литературы, на которых в лучших советских традициях учителя «втирают: что такое хорошо, а что такое плохо». Чрезмерно явно показанное разделение на добро и зло в фильме «Татарский триптих» также ему на руку.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы