Свидания вслепую Побачення наосліп (Brma paemnebi)
До наших кинотеатров добирается лента «Свидания вслепую», получившая награду за лучший фильм Одесского международного кинофестиваля в 2014 году. К грузинской мелодраме Левана Когуашвили, впервые показанной в Торонто, имеет отношение и Украина. Главные роли сыграли Андро Сакварелидзе, Арчил Кикодзе, Иамзе Сухиташвили и Вахо Чачанидзе.
40-летний Сандро застенчив и неуверен в себе. Он работает школьным учителем, отлично знает историю, которую и преподает, но до сих пор не устроил свою личную жизнь, проживая ее вместе с родителями. Мама совсем не против того, чтобы сын наконец-то обзавелся женой и детишками, да только не везет Сандро с прекрасным полом! Ива, его лучший друг, бросает все силы на поиски подходящих кандидатур среди сайтов знакомств, но свидания вслепую заканчиваются неутешительно – все не то, все не так… Подобное продолжалось ровно до того момента, пока Сандро не встретил Манану – это была любовь с первого взгляда.
Не остановило учителя и то, что Манана замужем, а ее супруг, Тенго, должен вот-вот выйти из тюрьмы. Сандро даже поехал с женщиной встречать ее мужа, но не смог выложить перед Тенго все карты сразу. Втроем они отправляются в обратную дорогу, где правда в любой момент способна перевернуть ситуацию вверх дном. Перед ними открывается совершенно другой Тбилиси. Не город туристического образца, а город с душой, пусть ее внешний вид кое-где очень ветхий. Главное в этом «другом» обличье – понимание и любовь, толкающие людей вперед, к новому дню. Именно в такой атмосфере и предстоит Сандро, Манане и Тенго расставить все точки над «i».
Сочувствие господину Инфантильность
«Свидания вслепую» - фильм, в котором проблема одиночества и инфантильности современных мужчин подается с нежностью и искренним человеколюбием. Так снимать о людях, застрявших в мальчишестве и не то чтобы потерянных, но «заблудившихся» в обществе, могут только в Восточной Европе и чуть дальше по соседству. Не случайно, «Свидания вслепую» - это ко-продукция грузинских и украинских кинематографистов, где заметен бесталанный, но неунывающий характер обеих национальностей.
Главный герой «Свиданий вслепую» - Сандро, лысоватый мужчина под сорок/за сорок. Он работает учителем, холост, зависит от родителей и, кажется, не особо стремится как-либо менять свою жизнь. Родня журит Сандро за аморфность и отсутствие семьи, а тот покорно соглашается на ненавязчивые семейные праздники, где его знакомят с милыми девушками на выданье.
У Сандро есть друг, который работает в той же школе. Друг проворный и деятельный. Он и составит главному герою компанию в мужских посиделках с выпивкой и подобьет отправиться на свидание с незнакомками. Но женщины, оказывающиеся вблизи Сандро, не вызывают у него душевного отклика, кроме одной, с которой его сводит случай. Но и здесь дает о себе знать ирония судьбы: эта женщина несвободна.
«Свидания вслепую» - кино тихое и трогательное. Непутевый Сандро и его сердечные коллизии вызывают сопереживание, а не осуждение, хотя склониться ко второму легко. Дескать, можно ли вообще оправдывать современных инфантилов, которые сами-то и виноваты в своей жизненной неустроенности. О переживаниях Сандро мы можем узнать только по выражению его печальных глаз: этот герой молчалив и пассивен (тому есть и объективное объяснение: режиссер Леван Когуашвили взял на роль аматора, но непрофессонализм исполнителя прекрасно обыгрывается). Пассивен настолько, что без боя отдает любимую сопернику и даже готов усыновить чужого ребенка, дабы спасти его мать от позора. Сандро – не участник жизни, а ее сторонний наблюдатель. Кидалт, как пишут в модных СМИ, но этим термином обычно кичатся, а с героем «Свиданий вслепую» - ситуация другая. Он милый чудик, который хочет счастья, но готов принять его, когда оно не просто само придет к нему, а еще и представится и поведет за руку.
Леван Когуашвили рассказывает грустную, по сути, историю поэтически, степенно, через стихии, которые бушуют вокруг, но не в жизни главного героя. Режиссер избегает скользких моментов, все любовные перипетии в его картине невинны, как и главный герой. «Свидания вслепую» отсылают к старому кино, лентам Иоселиани и Данелии, где персонажи всегда побеждали благодаря своей внутренней доброте и чистоте, даже когда внешние обстоятельства формально одерживали верх в сюжете.