Свет вокруг Everything Is Illuminated
Прошлое остается в прошлом, и если его не ворошить, то никто о нем не вспомнит. Но наши бывшие поступки, наша память определяют, какими людьми мы станем в будущем, поэтому нельзя недооценивать воспоминания. Для героя комедийной драмы «Свет вокруг» память имеет самую значимую и весомую важность. Джонатан — еврей по происхождению, но теперь он американец, поскольку его дедушка во время Второй мировой войны выехал в Соединенные Штаты и остался там навсегда. У Джонатана странное хобби — он коллекционирует вещи умерших родных. Это помогает ему хранить память о них.
После смерти дедушки он нашел фотографию, которая принудила его ехать в далекую Украину, чтобы найти женщину, спасшую его деда во время войны. И хотя эта страна совершенно ему не знакома, любопытство и желание разобраться, что же случилось в те далекие времена, заставляет его собирать чемодан и отправляться в путь. В Украине Джонатана должен был встретить профессионал, занимающийся такими поисками, но обстоятельства сложились так, что он не мог этого сделать. Он послал сопровождать американца сына Алекса, который знал несколько слов
Неизвестные американцам актеры были одной из причин провала фильма в прокате. Единственная известная Голливуду звезда в картине «Свет вокруг» — Элайджа Вуд в роли Джонатана. Но его игра достаточно посредственная, хотя от его героя и не требовалось уникальных способностей, поскольку роль не сложная и ее с одинаковым успехом мог сыграть кто угодно. Элайджа практически с начала фильма отходит на второй план и, оставаясь в кадре, освобождает дорогу для Евгения Гудзя (Алекс) и Бориса Лескина (дед). Герой Гудзя много говорит, часто не по делу, и оставляет странное впечатление. Дед в исполнении Лескина больше молчит, но по всему видно, что в его душе происходит то, чего не выразить словами.
С одной стороны, для украинца, да и для любого человека, живущего на постсоветском пространстве, пейзажи в фильме будут очень знакомы, что вызывает ощущение близости. Но, с другой стороны, некоторые декорации совершенно ничего общего с настоящим не имеют и поражают своей убогостью. К ним относится отель, в котором остановились герои, местная забегаловка, далекая от цивилизации хижина.
Сразу видно, что сценаристы и режиссер понятия не имеют, как все на самом деле обстоит в нынешней Украине. И это выражается не только в декорациях, но и в быту, привычках героев, менталитете и традициях украинцев, показанных в картине, в странном смешении украинского и русского языков. Кроме того, фильм не очень политкорректный: евреев постоянно называют жидами, а афроамериканцев — неграми.
Но если отбросить в сторону эти очевидные ляпы, открывается совсем иная картина. Прежде всего, режиссер дает понять, что герои путешествуют не столько по стране, как по воспоминаниям, надеждам, желаниям, которые дают возможность переосмыслить жизнь. В картине присутствует легкий, колоритный и понятный юмор, далекий от голливудской действительности. Прекрасно выдержана атмосфера фильма, начинающегося как ненавязчивая комедия и постепенно трансформирующегося в глубокую психологичную драму.
Нетипичная картина «Свет вокруг» может понравиться, а может не понравиться, но она точно удивит и запомнится.