Старикам тут не место No Country for Old Men
Однажды во время охоты на оленя в пустыне близ
Луэлин Мосс спокойно охотился на косуль на просторах (еще немного) дикого запада. Действо это проходило достаточно безуспешно, и ничто не предвещало беды, пока на горизонте не появились брошенные автомобили и их хозяева, изрешеченные пулями и залитые кровью. Несложно догадаться, что в пустынном месте проходил обмен товара на деньги, который закончился очень плачевно для обеих сторон. В живых осталось лишь два мексиканца, один из которых вскоре испустил дух под сенью акации, а второй дожил до визита Луэлина и молил лишь о глотке воды. Вот только воды с собой у нашего героя не было, что и сыграло для него в дальнейшем судьбоносную роль. Без особых усилий Мосс обнаружил не только пикап, набитый наркотиками, но и чемодан с двумя миллионами долларов. Очень сложно устоять перед искушением легкой наживы. Но, только прикоснувшись к чемодану, Луэлин становится жертвой, за которой охотятся очень многие плохие парни. Среди «плохишей» ярким пятном выделяется абсолютно сумасшедший (на первый взгляд) Антон Чигур. Его методы, слова и даже прическа приводят к мысли, что этому животному не нужно ничего кроме убийств. Даже охота за чемоданом для него лишь повод уничтожить еще несколько часто беззащитных людей. Остановить его может лишь старинная монетка или слепой случай. Хотя нет, не остановить. Лишь придержать. А позже его игра снова начнется, и появятся новые жертвы. На кровавом пути Антона могли бы стать шериф Бэлл или наемник Уэллс, но нет. У первого не осталось сил на борьбу с современным злом, которое не идет ни в какое сравнение со злом былым. У второго же есть лишь самоуверенность и гордыня, которая никак не помогает (а скорее даже мешает) борьбе с маньяком. Фильм закончится снами шерифа, в которых его отец несет в горне спасительный огонь. Огонь, которого так не хватает старикам в настоящем мире…
Очень неоднозначный фильм. У многих вызывает тоску и отторжение, многие же находят его не просто хорошим, но гениальным. Понятным доказательством последнего может служить 45 место в Top250 сайта imdb.com. Очень неплохой показатель при почти 100 тысячах голосов. И что самое уникальное, несмотря на угнетающую атмосферу полной безысходности, фильму действительно очень хочется поставить наивысший балл. По многим причинам. Первая и основная из них – братья Коэны, режиссеры, сценаристы и продюсеры. Постановка выше всяких похвал. Каждый кадр выверен настолько, что так и просится на обои для рабочего стола компьютера (хотя далеко не каждый сможет работать, смотря на кровавые обои). В фильме нет лишних движений, ненужных диалогов, в нем полностью отсутствует музыкальный ряд. Все это приводит к полному погружению в невеселую атмосферу очень правдоподобных 80-х годов. Ведь, по правде говоря, в ленте нет ничего фантастического. Наркотики, деньги, убийцы. Все это встречается сплошь и рядом. Вот только показать это под таким углом, как это удалось братьям Коэн – почти невозможно. Диалоги (которых непростительно мало) заставляют ловить каждое следующее слово. Много ли фильмов с подобным притяжением Вы можете вспомнить? Я – нет.
Кровавость, какая-то нечеловеческая отрешенность происходящего наводит на ассоциации с лучшими творениями Тарантино. Герои надолго впечатываются в мозг. Это все подогревается уникальным кастингом и соответствующей игрой актеров. Джош Бролин, играющий незадачливого «везунчика» Мосса силен духом, но не всесилен. Он уходит от психопата, но получает пулю от кого-то из толпы мексиканцев-наемников. Судьба? Не думаю. Справедливость сегодняшнего дня – за все приходится платить, и это неоспоримый факт. Томми Ли Джонс достойно выглядит в роли разочаровавшегося в жизни шерифа, единственным развлечением которого становятся воспоминания о днях давно ушедших, и задушевные беседы с такими же уставшими «стариками». Вуди Харрельсон приходит, говорит и умирает. Все это он старается сделать достойно, хоть и не всегда получается. Эпизодический, но интересный персонаж. Ну и, конечно же, Хавьер Бардем. Оскар за лучшую роль второго плана. До просмотра «Старикам здесь не место» моим фаворитом в данной номинации был Филип Сеймур Хоффман из «Войны Чарли Уилсона», но Хавьер – это что-то с чем-то. Абсолютно сумасшедший мясник Антон Чигур с ничего не выражающим выражением лица и тембром голоса, от которого мурашки бегут по коже (очень советую посмотреть фильм в оригинале, ведь героя Бардема практически невозможно достойно продублировать). Абсолютно заслуженная награда.
Резюме. Очень нетипичный фильм, построенный на достаточно банальной идее – деньги-жертва-охота. Один из немногих фильмов, который мне захотелось пересмотреть сразу же после финальных титров. Мрачный, грустный, кровавый мир. Совсем, как наш собственный, который мы всеми правдами и неправдами стараемся не замечать. Вот только он все равно есть, и никуда от этого не деться. Коэны делают на этом упор и срывают куш. Заслуженные награды, сборы, место в топах. Один из лучших представителей художественного неразвлекательного кино последних лет.
Фильм о печальной правде жизни
Будет интересен любителям меланхоличного дискомфортного драматического кино