Разведенный лос-анджелесский «акула пера» Стив Лопес (Роберт Дауни мл.), работающий в издании «Таймс», давно уже находится в тщетных поисках новой истории, способной зацепить читателя. Однажды, по воле слепого случая, Стив сталкивается возле памятника Бетховену с бездомным темнокожим музыкантом (Джейми Фокс), виртуозно играющим на виолончели с двумя струнами. Покопавшись в архивах, открыв больше информации о музыканте, Стив узнал о том, что виртуоза зовут Натаниель и в юности он был одним из самых успешных перспективных учеников кливлендской академии. Внезапно Натаниель куда-то пропал, и о нем в академии все благополучно забыли. Решив взяться за интересную историю музыканта, Стив Лопес еще не понимал, куда приведет его журналистское любопытство. Первым, что при новой встрече выяснил Стив, оказался тот факт, что Натаниель болен шизофренией.
Британский режиссер Джо Райт пригласил для участия в своей новой работе под названием «Солист» двух замечательных голливудских актеров — Роберта Дауни младшего и темнокожего Джейми Фокса. Выбор был сделан не случайно. Во-первых, Роберт уже не раз справлялся с ролью журналиста, например, в совершенно потрясающем фильме Дэвида Финчера «Зодиак» и в «Прирожденных убийцах» Оливера Стоуна. А во-вторых, Джейми Фокс также уже перевоплощался в музыканта, было это, как многие помнят, в отличном байопике «Рэй». Роберт и Джейми убедительно доказали всю правильность выбора Райта. Колумнист Лопес получился интересным, особо хочется отметить превращение Стива из циничного профессионала в простого человека с благородным и добрым сердцем. А Фокс, в свою очередь, убедительно сыграл гениального, но сумасшедшего музыканта, живущего в собственном мире фантазий из нот. Обоим актерам ставлю пять баллов за отличную работу. Есть в фильме еще один «актер», которого, нельзя не упомянуть, имя ему Музыка, именно Музыка с большой буквы, красивая и ласкающая слух и душу.
Не согласен с восторгающимися по поводу гениальности ленты зрителями, но одно могу сказать совершенно точно: фильм «Солист» — это своеобразная пилюля от человеческого равнодушия. Отдельной сюжетной линией в фильме затронута жизнь бездомных людей, которым ежедневно необходима не только материальная помощь, но и душевное участие. Благодаря акцентам режиссера и работе оператора нам честно показана жизнь нищих людей «города Ангелов», людей, которые волею судьбы или по своей глупости обездолены.
Чтобы сделать мир лучше, достаточно лишь личного участия в судьбе нуждающегося в помощи человека. Эту аксиому доказал и один из главных героев ленты — Стив Лопес. Погнавшись за сенсацией, журналист постепенно пришел к тому, что главное — не рейтинг газеты, но помощь своему новому другу. Разведенный, одинокий Стив, лишь только познакомившись с Натаниелем, наконец-то нашел смысл своей одинокой жизни. То, что он так долго искал и не находил, оказывается, всегда было с ним — возможность помогать людям.
Приятно удивил и финал ленты: Джо Райт оставил концовку своего «детища» открытой, без традиционного хэппи-энда, как бы намекая, что ничего не кончено, но всегда есть возможность сделать жизнь лучше. Что самое удивительное, при всем том, что фильм имеет все необходимое для того, чтобы законно именоваться шедевром, выдающейся драму Джо Райта я назвать не могу. Возможно, дело в слишком ровном течении повествования, может, в чем-то другом, не понятном мне. Но при всем желании я не могу признаться, что мне хочется еще раз пересмотреть ленту. По каким-то причинам «Солист» не оставил во мне того, что должен был оставить по авторской задумке. Но познакомиться с фильмом, конечно же, стоит.