Скромное обаяние буржуазии Le charme discret de la bourgeoisie
Сами авторы описывают свое творение под названием «Скромное обаяние буржуазии» как бесплотную вереницу снов, находящихся во снах, в которых снится сон. Главные действующие лица картины — шестеро людей, принадлежащих к так называемой «буржуазии» — элитной части среднего социального класса. Герои — трое давно уже не молодых мужчин и трое их «очаровательных» спутниц. Коррумпированный посол латиноамериканской республики, наркоторговец с супругой и
Причем каждый раз причина, мешающая героям насладиться кушаньем, становится все более фантастической и нереальной. Определенная часть действия и вовсе — результат
Луис Бунюэль, родившийся в далеком 1900 году, был дружен с поэтом и драматургом Гарсиа Лоркой, а также с всемирно известным художником Сальвадором Дали. Именно творческий союз с эпатажным Дали и послужил Бунюэлю толчком к созданию своего кинематографического мира. Бунюэль, кроме этого, еще и обладал прекрасным чувством юмора. Однажды у режиссера спросили о его отношении к религии, на что Луис не без иронии ответил: «Слава Богу, я до сих пор атеист». Не желая, а скорее не умея доносить до зрителя свою мысль простым, привычным для него способом, режиссер оборачивал работы в «фантик» озорного сюрреализма. Так родилась и картина «Скромное обаяние буржуазии», не ставшая исключением. Сюрреализм для мастера не является самоцелью, но лишь художественным приемом, поэтому идея ленты «Скромное обаяние буржуазии» проста: французская богема нравственно деградировала до предела, сама того даже не осознавая.
Художественные метафоры в фильме не слишком сложны, если пытаться их разгадать. Первая: Франсуа и Рафаэль являются к Анри по приглашению хозяина, но того, к удивлению не оказывается дома. Режиссер смеется над наплевательским отношением буржуазии к своим обязанностям и обещаниям. Особо колоритная метафора — священник, работающий у Сенешалей садовником, по сути — это Церковь, прислуживающая исключительно правящему классу. Причем, как только садовник меняет робу на сутану, перед ним сразу открываются все двери. А истинное лицо «служителя культа» мы видим лишь тогда, когда в его руке исчезает крест, а появляется револьвер — самое подходящее оружие для католического «пастыря». Вхожи в дом Сенешалей и военные. Бунюэль, редко проходящий мимо армейской темы, в очередной раз говорит о том, что и армия, и прочие силовые структуры кормятся из рук буржуазии, которая таким способом ограждает себя от народного гнева.
«Скромное обаяние буржуазии» — необычный для массового зрителя фильм, но от этого лента не менее прекрасна, а главное — всегда актуальна.