Скорость: Автобус 657 Швидкість: Автобус 657 (Bus 657)
Режиссером-постановщиком экшн-триллера «Автобус 657» стал Скотт Манн, в карьере которого до выпуска новой ленты можно отметить лишь скромный «Турнир на выживание». В актерский состав «Автобуса 657» вошли Джеффри Дин Морган, Роберт Де Ниро, Дэйв Батиста, Кейт Босворт и Джина Карано.
Родители оказываются в сложном положении: лечение их дочери обходится слишком дорого… Изнуряющие поиски необходимых денежных средств ни к чему не приводят, что может означать только одно – придется сделать непростой выбор. Но не оставлять же девочку одну против серьезной болезни? Отец, испробовав все варианты, не в силах сам исправить ситуацию. Нет, не будет никаких запоев, никаких прыжков с моста или других поступков, которые иногда совершают люди, оказавшиеся в тяжелом положении. Мужчина собрался незаконным путем разбогатеть ради здоровья своего ребенка, держа в уме сжатые сроки. Выход? Ограбление, и для этого выбирается казино с высоким денежным оборотом.
Соучастником становится коллега, с которым несчастный отец разрабатывает дерзкий план ограбления. Для них это криминальный дебют такого масштаба, а потому провал равносилен смерти. Но судьба оказалась благосклонна к парочке грабителей – владелец казино не удосужился создать крепость из своего хранилища с деньгами, чем и воспользовались мужчины. Задуманное срабатывает, и серьезная сумма оказывается в их руках. Они садятся в автобус маршрута №657, в надежде поскорее убраться от места преступления, но дальнейшие события начинают развиваться не по плану… Владелец казино устраивает погоню за автобусом, не остается в стороне и полиция. Однако грабители не намерены сдаваться – они берут всех пассажиров в заложники, несясь на высокой скорости навстречу неизвестности.
«Роуд-муви» о безграничной отцовской любви
В центре сюжета боевиков публика привыкла видеть сильного успешного героя, каждая ставка которого беспроигрышна. Парадоксально, но все фильмы о сверхчеловеке, призванные внушать веру в себя, не передают импульс, необходимый зрителю для дальнейших размышлений, оставаясь бесчувственными и наигранными. Фильм Скотта Манна «Скорость: Автобус 657» - история о практически неудавшемся ограблении, целью которого было спасение жизни, пусть и ценой собственной свободы.
Однажды к владельцу «черного» казино Френку Поупу (Роберт Де Ниро) обращается бывший крупье Уон и просит спасти его дочь от гибели, одолжив внушительную сумму денег. Мафиози, не привыкший к меценатству, отказывается участвовать в судьбе бывшего подчиненного, тем самым толкая отчаявшегося отца на преступление. Спланированное ограбление удается, и несколько миллионов долларов оказываются в сумке у Уона, вот только на хвост падает полиция, вместе с верными цепными псами Поупа. Спасаясь от преследований, Уон вынужден бежать к мексиканской границе, угнав автобус и взяв в заложники пассажиров.
«Скорость: Автобус 657» - боевик, созданный на рубеже глубокомысленного авторского замысла и растиражированных приемов, свойственных экшену. Одним из неплохих режиссерских решений Манна впору назвать визуализацию намерений главного героя, которое является одновременно и уже свершившимся фактом. Элементы тарантиновской эстетики (поэтизация насилия как инструмента контроля) также свойственны данной работе. Здесь нет деления на отрицательного и положительного персонажа. Любое действующее лицо, на первый взгляд кажущееся негодяем, может сделать в финале то, что переквалифицирует его из врагов в соратники.
История об угоне автобуса, где испуганные заложники становятся союзниками отчаявшегося мужчины, держится на двух китах. Первый – психологическая заявка с правильно расставленными приоритетами главного героя. Вряд ли у публики вызвало бы одобрение факт, что крупье-неудачник захотел впечатлить большим кушем избранницу, врага или приобрести что-то, что ранее было не по карману. Спасение жизни близкого человека оправдывает любой риск, то есть снимает ответственность с центрального персонажа, перекладывая ее на преследователей. Второй «кит» - актеры. Ироничный и принципиальный мафиози, сыгранный Де Ниро, который впоследствии оказывается великодушнее и человечнее своих приспешников. Безгранично любящий отец (Джеффри Дин Морган), бросивший вызов всему миру ради безопасности дочери, объединивший в своей роли привольность, бесстрашие и мужское благородство. И, безусловно, украшение картины, Джина Карано. Многократная победительница женских боев ММА, начавшая актерскую карьеру еще в 2008 году, создает в фильме идеализированный образ женщины - стража закона. Актерский состав скрывает недостатки слабой визуальной составляющей, а также предсказуемость финальных эпизодов.
Львиная доля событий происходят внутри мчащегося автобуса, что может показаться весьма утомительно, но «Скорость: Автобус 657» - боевик с «человеческим лицом». Именно психологический подтекст, культивирование семейных ценностей, нравственности, фанатичной преданности и смелости, граничащей с безумием, являются спасительной шлюпкой для этого кино. Кто станет обращать внимание на простоту изобразительной составляющей и наивность происходящего, когда жизнь маленького существа остается в опасности?!
Ограбление казино
В полку фильмов об ограблениях прибыло. Есть ли принципиальные отличия от схожих картин? Совсем незначительные, так как всё показанное в экшн-триллере «Скорость: Автобус 657» можно было увидеть в той или иной ленте, поэтому новая работа Скотта Манна ничего свежего предоставить просто не в состоянии. Однако подобное сейчас применимо практически ко всем жанровым фильмам, так что не менее важным становился другой показатель – насколько удачно создатели справились с подачей, ведь нужно было обязательно нагнетать обстановку.
Что имеем по истории: Вон (Джеффри Дин Морган) работает крупье в солидном казино Фрэнка Поупа (Роберт Де Ниро), который никогда не отказывается от возможности отмыть чьи-то деньги. Однако работа всё меньше заботит Вона, поскольку ему необходимо за считанные дни собрать очень большую сумму на операцию, которая потребовалась его дочери. Он мог смириться или пойти ва-банк, и ситуация складывается таким образом, что он принимает рискованное предложение Кокса (Дэйв Батиста). В чем оно заключалось? В самом настоящем ограблении. Кто-то хочет обеспечить себе бесконечные вечеринки в теплых краях, а кто-то – спасти жизнь единственного ребенка.
Подобная завязка скорее плюс, чем минус, так как забота о семье – это всегда хорошо. Правда, желательно не в том виде, который можно увидеть в фильме, но это уже второстепенное. Собственно, из-за этого к самому Вону и возникает двойственное отношение, особенно в «плавающих» моментах истории, когда не всё можно оправдать, и в так называемых поворотах истории, которые убеждают еще меньше, как бы ни старались сделать их более весомыми. Да и стоит признать, что зачастую сюрпризы сценаристов в большинстве своем вызывали ухмылку и не более того.
Серьезные проблемы стали проявляться во второй половине фильма, когда нужно было делать напряжение более существенным. Поскольку «Скорость: Автобус 657» является экшн-триллером, то для этого требовались соответствующие сюжетные перемены, предусматривающие использование коктейля из преследований, перестрелок и драк. Увы, небольшой бюджет (22 млн. долларов) дал о себе знать в самые ответственные минуты, когда не лучшим образом снятые сцены выглядели слишком смазано. Большое разочарование ждет тех, кто ожидает головокружительных погонь и вооруженных стычек – чистого экшна здесь не так много (не считать же таковым движение автобуса по трассе), а потенциально интересные сцены либо сняты на приемлемом уровне, либо откровенно не удались.
Изрядно похудевший и местами действительно убедительный Джеффри Дин Морган со своей задачей справился – ему веришь, так как он все-таки завоевывает симпатию зрителя несмотря ни на что, и это, к сожалению, стало весомым вкладом в шаблонность происходящего. Всё чаще снимающийся Дэйв Батиста предстает угрюмой версией Дуэйна Джонсона, однако персонаж в итоге полностью разочаровывает – его решили сделать типичным амбалом идиотом. Джина Карано может составить конкуренцию Джейсону Стэйтему по невероятной однообразности, кочующей из фильма в фильм, только вот у британца актерского таланта будет на порядок больше, просто он перестал его использовать по назначению. Да, героиня Карано играет важную роль, и в итоге мы не только видим/слышим «дыщ-дыщ, бах-бах», как можно было подумать, да этого мало для ухода от шаблона с одинаковым лицом и идентичными движениями во всех картинах. Роберт Де Ниро ничего запоминающегося не показывал, но ниже привычного уровня традиционно никогда не опускается.
Нет никаких предпосылок к тому, чтобы этот фильм хоть сколько-нибудь запомнился, поскольку даже финальные повороты сюжета принимаются скорее как должное – обязаны же были создатели как-то встряхнуть слишком прямолинейную историю. Встряхнули? По сути, да, но должного эффекта это не принесло. Лучше пересмотреть условную «Скорость» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок, если хочется острых ощущений с героями, которые волею судьбы оказались в автобусе.
Оценка фильма - 4,5/10