Синяя бездна 47 Meters Down
На глубине
Фильм Йоханнеса Робертса «Синяя бездна» выделяется среди своих «братьев по разуму», главным образом, своим психологизмом.
Искушение превратить свою картину просто в зрелищный экшен испытывал, испытывает и будет испытывать, наверное, каждый режиссер, работающий с сюжетом на тему противостояния «Человек – хищная рыба». Это самый легкий и беспроблемный путь, в результате которого, если со всем угадаешь и не переборщишь, можно будет снять сливки в виде признания зрителей, от души выбросивших адреналин, и неплохих кассовых сборов. Как вариант, ленте можно добавить эпатажа и натурализма потоками крови, льющимися с экрана и смакованием отгрызенных конечностей, то есть, - превратить классический триллер в слэшер. Снятые несколько лет назад «Пираньи» - тому пример.
Драму же в таких картинах пытаются разыгрывать не часто и с разной степенью успеха. Одной из удач тут я считаю фильм Ренни Харлина «Глубокое синее море» 1999 года, с которым «Синяя бездна» созвучна по драматичности и психологизму, хотя и уступает ему масштабом и размахом. Это если не считать канона «Челюсти» имени Спилберга, конечно.
Что толкает людей на подобный риск, какие мотивы и обстоятельства, какие психологические механизмы тут срабатывают и насколько они индивидуальны? А когда критическая ситуация по тем или иным причинам уже сложилась – как реагирует тот или иной человек, что эта ситуация в нем меняет, какие новые качества, стороны, реакции, наконец инстинкты, запускает и почему? Все это у Робертса исследуется неожиданно глубоко и тонко как для непретенциозного, даже камерного, я бы сказал, триллера.
Тут надо отдать должное прежде всего сценарию, который Робертс грамотно прописал вместе с Эрнестом Риерой, и где история каждой из главных героинь выглядит полной. цельной и без сюжетных дыр. Да, информации о Лизе и Кэйт будет немного, но вся по делу: она позволит понять, почему каждая из героинь изменилась и поступает именно так, а не иначе.
Очень ответственно к работе в этом проекте отнеслись также сами актрисы: Мэнди Мур и Клер Холт не посчитали его проходным, и поэтому в плане актерской игры, ее убедительности, эмоций к ним никаких претензий. Не в каждой амбициозной драме актеры так выкладываются, как в этом простеньком по форме триллере. Но, как оказалось, лишь по форме, а не по содержанию, и это стало для меня приятным неожиданным открытием, поскольку на многое от этой ленты, я, признаться, не рассчитывал.
Впрочем, и все традиционные вкусняшки качественного триллера - в полном комплекте. Нагнетание напряжения, томительное ожидание на грани нервного срыва, эффект неожиданности с появлением опасности с неожиданной стороны - все это мы увидим у Робертса. Плюс отличная сюжетная обманка по ходу действия, когда зрителя убаюкали вроде бы совершенно правдоподобной версией развития событий. А затем история делает непредсказуемый головокружительный поворот и ставит происходящее с ног на голову. Сработало это ход просто здорово!
На уровне в фильме и зрелищность, за которую благодарим уже оператора Марка Силка, подобравшего удачные ракурсы как пространственных съемок, панорам морской глубины так и крупных планов персонажей, которые удачно раскрывают их настроение, чувства и переживания. К работе с камерой – тоже никаких претензий – она всегда там, где надо, и держит внимание зрителя в нужном тонусе.
Не поработай Робертс и Риера так над сценарием и персонажами, не придумай они интересный сюжетный ход, «Синяя бездна» стала бы невзрачным рядовым триллером, каких много, а так она оставила очень приятное впечатление своим неплохим драматическим уровнем, выполнив одновременное и основную функцию подобных триллеров по выбросу адреналина у зрителя.