Шантрапа Shantrapa

oKino:
6.4
6.4/10
из 10
IMDb: 6.1 (224)
Сюжет
Николас — художник- бунтарь, и многие хотели бы заставить его молчать. Идеологи хотят этого, поскольку его работа не согласуется со взглядами системы. В связи с этим, он оставляет свою страну и переезжает во Францию — страну свободы и демократии.Новая страна встречает его тепло — к счастью, его талант пересек границы! Но очень быстро Николас сталкивается с другими препятствиями. Здесь нет идеологов, только «дружелюбные» бизнесмены, которые объясняют ему, что его работа мало кому интересна или не интересна вовсе. Что ж, его работы не способны приносить прибыль. Но кто же такой Николас? Художник, который жаждет самовыражения? Человек, который просто хочет получать деньги за свою работу? Николас — не непризнанный гений и не опасный революционер. Он простой и тихий по жизни, свободный человек, независимо от обстоятельств. Возможно, это и есть источник его мучений…
Трейлер (русские субтитры)
Кадры
Рецензии

Представляя свой фильм Отар Иоселиани объяснил значение слова «шантрапа», которое венчает фильм. «я — шантрапа, Пушкин и Стравинский были шантрапой. Люди, которые относятся к этой категории не пытаются сколотить состояние или занять прочную позицию в обществе. Это люди, которые живут своими радостями и занимаются своим делом. Изначально это было вовсе не ругательное слово, которое сегодня означает пройдоху или негодяя…»

К шантрапе относится и главный герой картины — молодой режиссёр Николас, живущий в Грузии в советское время. Фильмы, которые он снимает никоим образом не устраивают идеологию партии, так что после предварительного просмотра его лент комиссия выносит роковые приговоры «не годен для проката». Но вместе с тем, после того, как окончательный вывод будет внесён в протокол, к нему скромно подойдёт глава комиссии и тихонько поблагодарит за его картину и будет оправдываться, что «ничего не поделаешь, я не могу утвердить такое…»

Однако несмотря на все невзгоды и запреты, главный герой ведёт себя ровно и безропотно. Как и в других фильмах Отара Иоселиани по настоящему свободные люди ведут себя предельно спокойно.

Однако «нет худа без добра» и судьба подбрасывает Николасу возможность отправиться во Францию. Там он вновь берётся за съёмки фильмов, однако оказывается, что в этой стране ситуация не лучше. Если в СССР заниматься своим делом ему не позволяла идеология, то во Франции — коммерция.

Как в Грузии, так и во Франции основная борьба Николаса за свой фильм начинается во время его монтажа. И в первом и во втором случае у него завязывается ссора с профоргом/продюсером перед монтажным столом во время которой он уходит забирая с собой станок для разрезания плёнки, на последок как бы создавая препятствие для своих соперников. Этот небольшой станочек в этих эпизодах становится как бы ключом к отснятому материалу. Ведь до монтажа — это всего лишь гора плёнки, оживить которую может лишь монтаж, который заставит застучать сердце фильма. Этим жестом главный герой как бы показывает, что он — единственный, кто способен дать жизнь своему фильму.
Как и в других своих картинах, Иоселиани не суживает сюжет лишь к истории главного героя — параллельно проходят жизни его друзей и родственников, о которых говорится очень лаконично и точно, так что буквально в паре эпизодов исчерпывающе показывается вся их жизнь и о них сразу становится всё понятно.

Окончить ленту Отар Давыдович решил как сказку. Его персонаж возвращается домой, однако спустя всё то время, которое он провёл за границей, он видит, что дома ничего не изменилось. В фильме это «замирание времени» показывается нарочито — люди спустя несколько лет (по сюжету) продолжают ходить в той же одежде, а дети практически не выросли. Этим режиссёр как бы подчёркивает мысль, что в самых дорогих сердцу местах с годами ничего не меняется. Впрочем, это и одно из свойств провинциальных мест, где время словно движется намного медленнее. Этим как бы показывается, что приключение Николаса вернулось на то место, откуда начиналась, так и не приведя к чему-то. Так и не найдя в мире места, где бы ему дали спокойно заниматься своим делом, он садится у реки и его забирает русалка, унося в неведомую пучину…

Открытый конец даёт каждому зрителю право по-своему продолжить судьбу героя: то ли он действительно оказался в другом сказочном мире, не найдя места в этом, то ли напросто утонул. А может — и вовсе не было такого Николаса, а всё это лишь сказка, которую два часа негромно рассказывал дедушка Отар…

Работу над этой картиной, двадцатой в своём творчестве, Отар Иоселиани окончил в 86 лет. Ряд критиков и поклонников его творчества отметили, что по сравнению с предыдущими его фильмами, в этом чувствуется лёгкая усталость — сюжет разворачивается степеннее, а степенное нарастание интриги, которое просто-таки заводило в предыдущих фильмах, в этом выглядит затянуто. Меньше в этой ленте и какого-то его «фирменного житейского остроумия», заставляющего пол фильма просидеть с ровной улыбкой на лице, наблюдая за ненавязчивым бытовым юмором.

Написано под фортепианные сонаты Дебюсси

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы