Сестра L'enfant d'en haut
Подросток Симон (Кейси Моттет Кляйн) живёт со своей старшей
Сняв первую свою полнометражную картину «Дом» в 2008 году, француженка Урсула Мейер следующую ленту посвятила не менее драматичной истории о пребывающих в забвении бедных двух молодых людях — Симоне и Луизе. История была снята в копродукции Франции со Швейцарией за немаленькие деньги, номинировалась на «Золотого медведя»-2012, а вместо него получила двух «Серебряных медведей» (специальная награда и приз). В этот раз Мейер, известная своей левизной, навела куда больше шороха. Правда, в связи с этим возникают сомнения в выборе средств самовыражения и донесения идеи в массы, не важно, будь то критичные или публичные.
Картина представлена в секции французского кино на МКФ «Молодость»-2012 в Киеве и получила название, созвучное английскому переводу — «Сестра», в то время как оригинальное французское «Ребенок превыше» чуть ближе по духу и смыслу. Как выразилась сама постановщица, мальчик в фильме «крадёт лыжное снаряжение и вместе с тем утаскивает кусочек чужого счастья, которое ему недоступно». К слову, с каждым днем объёмы воровства возрастают, мальчик начинает смыслить в лыжах как профессионал и вдобавок обзаводится подельником в лице сотрудника ресторана в отеле.
С другой стороны, в картине налицо подмена понятий и фактуры персонажей. Ни в коем случае нельзя умалять сам факт воровства или работы на панели, и уж тем более в такой стране, как Швейцария. В драме же жизнь героев показана таким образом, чтобы у зрителя не осталось сомнений, что брат и сестра ни за что не выберутся из выгребной ямы, если не пойдут на сделку с криминалом. В связи с этим постановщица часто смещает акценты с личной драмы Симона или Луизы в сторону обязательных в жизни семейных ценностей, которые, как выясняется, у сестры стоят 200 франков.
В «Сестре», несмотря на минималистичность постановки, Мейер не чужд символизм: так, неоднократно мы спускаемся на горнолыжном подъёмнике с Симоном — наверх, к фешенебельному курорту, и вниз, в родной и ненавистный дом. Таким образом, предприимчивый подросток как бы перемещается между двумя мирами: в одном царит бедность, в другом — богатство. В остальном же нам незамысловато преподносят старую как мир историю о социальном неравенстве и взаимоотношениях между несостоявшейся матерью и сыном, который больше всего на свете желает иметь другую маму — снимающую горное шале даму в исполнении старой знакомой Джиллиан Андерсон.
В одночасье отношения между Симоном и Луизой сняты, безусловно, сильно, с расставленными акцентами и следованием жестокой реальности. Леа Сейду, восходящая звезда кинематографа, сыграла мощно и отстраненно героиню, для которой меркантильный интерес полностью заменил Бога. В остальном «Сестру» интересно посмотреть как пособие для умелых краж несовершеннолетним человеком, в