Секреты прошлого Le passé
Когда лихо лучше не будить
Драму «Прошлое» представили на «Молодости-2013» в программе нового французского кино. Один из наиболее вероятных претендентов на главные награды Канн, этот фильм получил в итоге утешительный приз экуменического жюри и премию для актрисы Беренис Бежо. Отсутствие других премий можно отчасти объяснить тем, что «Прошлое» калькирует предыдущую и более успешную работу режиссера Асгара Фархади – «Развод Надера и Симин».
В новом фильме тоже расторгают брак, есть немощный родственник, наемная работница, влияющая на жизни главных героев, средний класс и тема эмиграции. «Прошлое» для Фархади кажется конструктором, который он собирает уже не в первый раз – быстрее и умелее, но с меньшим интересом.
Сюжет «Прошлого» закручивается в семейный детектив, в котором можно докопаться до правды, но невозможно найти виновного. Иранец Ахмад приезжает во Францию к бывшей жене-француженке Мари (Беренис Бежо) по ее просьбе, чтобы спустя несколько лет после расставания оформить развод. Женщина давно живет с другим (Тахар Рахим) - официально он тоже несвободен, а супруга его пребывает в коме. У Мари есть две дочери от какого-то первого брака, которые любят Ахмада как отца. Кроме того, в доме Мари живет сын ее любовника.
Между взрослыми нет никакого конфликта, проблема в детях: старшая девочка чуждается матери, зная что-то о ее взаимоотношениях. Ахмад, который собирался просто поговорить с падчерицей, все дальше впутывается в личные дела, которые его, по сути, уже никак не касаются.
В «Прошлом» много сюжетных ходов, связанных не с действиями, а с узнаванием новых деталей. Это как бабушкин сундук, разбирая содержимое которого, находишь неожиданные вещи – давно потерянные, забытые и никогда не виденные. Но и как в случае с сундуком, в этом фильме, предвкушая очередной сюрприз, разочаровываешься, если ничего не обнаруживаешь. Такая игра со зрителей надоедает ближе к финалу так же, как и в фильме «Гравитация».
Если не знать других фильмов Фархади, то можно заподозрить его в предвзятом отношении к женщинам. Мари – ужасно раздражающая героиня, женщина, которая не хочет ничего решать и, вероятно, считает, что не должна. Она проявляет поразительную глупость (например, говорит своему любовнику очевидное - что тот разрывается между ней и женой) и слабохарактерность, потому слабо укладывается в голове, как она может воспитывать нескольких детей. Стоит, правда, сказать, что последнее у нее получается плохо. Мари, которая колеблется сама поставить точку в прошлых отношениях и начать новый этап в настоящих (либо же наоборот), играет на комплексе доброго самаритянина своего бывшего, делая того детективом, адвокатом и судьей в ее отношениях с женихом и детьми.
«Прошлому» далеко до семейных историй Бергмана, эталонных по психологизму и глубине. У Фархади получилось кино хоть и задевающее эмоционально, но более развлекательное. Киноконструкция Фархади кажется шаткой: полбеды главных героев в том, что они просто не говорят друг с другом. Устрой всем очную ставку – персонажи быстро бы избавились от своих скорбей. Но режиссер может аргументировать такую критику финалом фильма - одной из самых удачных сцен, в которой становится понятно, что драма героев намного сложнее, а сами они еще долго не найдут выход из замкнутого круга. Вывод для себя зритель может сделать такой: если нельзя избавиться от прошлого, лучше его лишний раз не трогать.