Седьмая печать Det sjunde inseglet
Знаменитая драма шведского режиссёра Ингмара Бергмана, удостоенная престижной награды «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале в 1957 году.
Действие картины разворачивается в эпоху Средневековья. Благородный рыцарь Антониус Блок вместе со своим оруженосцем Йонсом держит путь домой после многих лет, проведённых в крестовых походах. Проезжая через города и деревни, Блок видит, что в них свирепствует чума, и всё больше разочаровывается в жизни. А однажды, покидая очередной город, он встречает загадочного человека в чёрной одежде, который оказывается Смертью. Рыцарь предлагает Смерти сыграть в шахматы с тем условием, что в случае его выигрыша она оставит его и его спутников в живых. Проснувшись утром, он продолжает свой путь домой, а ночью во сне возвращается к партии со Смертью. В дороге к Блоку присоединяется ещё несколько человек, которые принимают предложение рыцаря переждать эпидемию чумы в его родовом замке. Среди этих людей оказываются молодая девушка, спасённая Йонсом от насильника, деревенский кузнец с женой и странствующий Актёр с семьёй. А тем временем партия в шахматы близится к концу и Блок проигрывает. Понимая, что обречён, рыцарь решает напоследок использовать хитрость, чтобы спасти от Смерти Актёра и его молодую семью.
Главный герой картины — рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов), который в сопровождении своего оруженосца Йонса (Гуннар Бьёрнстранд) возвращается на родину из десятилетнего крестового похода. А родная страна в это время стоит у порога апокалипсиса: бубонная чума продолжает выкашивать целые города,
Конечно же, художник Бергман прибег к помощи простой и понятной аллегории, используя образ шахматного поединка. По сути, Блок, как и каждый живущий на Земле человек, играет со Смертью с момента рождения. Столкнувшись в Земле обетованной с бессмысленной борьбой за эфемерное Царство Небесное, Антониус Блок усомнился в осмысленности своей жизни, что требовало знаний. «Моя жизнь была поиском, но теперь, перед смертью, я хочу совершить хоть один осмысленный поступок», — признается Блок, исповедуясь самой Смерти. Странствующий рыцарь потерял веру в свои деяния и, осознав близость «старухи с косой», он «кожей» почувствовал, что необходимо сделать
В конце концов, хитроумная формула была найдена в лице обычной семьи актеров. Юф (Нильс Поппе) и Миа (Биби Андерсон) живут, не ведая терзаний духа, все, что у них есть, — это любовь друг к другу и к своему ребенку. Антониус Блок, спасая семью из лап Смерти, внезапно понимает, что в его поступке и в Любви, которую он спас, и кроется простая, но великая правда жизни.
Примечательно, что фильм «Седьмая печать» можно представить и как художественный образ внутренней борьбы самого Ингмара Бергмана. Каждый человек несет в себе Бога, каждый сомневается в себе и ищет ту формулу, которая позволит жить полной жизнью. Возможно,
«Седьмая печать» — великолепное, глубочайшее кино. Как бы пошло не звучала эта мысль, но сейчас таких фильмов больше нет, к сожалению.