В 80-х годах прошедшего века в кинематографе не было популярнее жанра, чем боевик. Именно в это время на голливудском небосклоне зарождались новые звезды: Арнольд Шварценеггер, Чак Норрис, Стивен Сигал и другие. Мог стать настоящей звездой и бельгийский красавчик Жан-Клод Ван Дамм, но его кинематографический путь сложился иначе.
Заявив о себе фильмами «Не отступать и не сдаваться», «Кровавый спорт», «Кикбоксер», Ван Дамм моментально стал популярным. К съемкам ленты «Самоволка» режиссера Шелдона Леттича Жан-Клод подошел уже в статусе молодого актерского таланта. Творческий тандем Ван Дамм — Леттич лишь подтвердил немалую претенциозность молодого актера.
«Самоволка» рассказывает непростую историю о солдате Лионе Готье (Жан-Клод Ван Дамм), служащем во Французском иностранном легионе. Однажды Готье, находящийся в Восточной Африке, получает письмо от невестки Хелен (Эшли Джонсон). Хелен сообщает о том, что на родного брата Лиона было совершено покушение и теперь он находится в тяжелом состоянии в реанимации. Начальство не позволяет рвущемуся в отпуск Готье покинуть службу, и Лион решается бежать из расположения части.
С приключениями добравшись домой, Лион узнает, что уже слишком поздно — его брат скончался. Тогда он решает помочь семье брата. Узнав о существовании подпольного тотализатора, Лион пополняет ряды уличных бойцов, сражающихся ради денег перед состоятельными зрителями. Но на след дезертира уже напали сотрудники легиона, посланные любой ценой вернуть ушедшего в самоволку солдата. Лион оказывается меж двух огней, но дороги назад уже нет.
«Самоволка» — неплохой фильм, качественно выделяющийся на фоне своих многих «собратьев» по жанру. Благодаря режиссуре Леттича, в фильме не так уж много геройского пафоса и совсем фантастических сцен, которые без смеха смотреть невозможно. Он правдоподобен, а сам герой — Лион Готье — и, правда, похож на реального человека. Таких персонажей в боевиках встретишь не часто. Этот боевик получился эффектным, честным и притягательным, поэтому его помнят и сегодня.
Жан-Клод Ван Дамм появился в кино, когда голливудские продюсеры нащупали настоящую золотую жилу. Оказалось, что зрители с удовольствием смотрят фильмы на тему восточных единоборств, особенно если в них присутствует соревновательный спортивный дух, украшенный историей борьбы главного героя за справедливость. Ван Дамм занял эту нишу, став героем публики: всем интересно наблюдать за тем, как уверенный в себе главный герой проходит сквозь преграды. Поэтому многие успешные роли бельгийского актера похожи друг на друга как братья-близнецы. Но уже скоро, когда зрителю надоело подобное зрелище, ему надоел и сам Ван Дамм, который больше ничего и не умел. Актер быстро опустился до третьесортных ролей, а затем и вовсе пропал с экранов. Такова быстротечность славы. Но сегодня все равно время от времени включаешь «Самоволку» и наслаждаешься зрелищем. «Самоволка» — достойное кино.