Сальвадор Salvador
И когда, вслед за уходом жены, он вылетает с работы и в конце концов попадает за решетку, он уговаривает товарища по несчастью бежать именно сюда. В отличие от прошедшего все круги ада Ричарда, Доктор Рок простой беззаботный искатель приключений. И умей он заглядывать в будущее или хотя бы в газеты все могло сложиться иначе! Далекий земной рай, который так хорошо знал Ричард, успел стать ареной чудовищной, кровавой гражданской войны.
И как это было с ним во Вьетнаме, в Камбодже в любом месте, где жизнь целой страны зависит от решений узкого круга недостижимо далеких от нее лиц, для Ричарда эта война становится больше, чем работой жизнью.
Оливер Стоун может рассказать любую историю таким образом, чтобы после просмотра зритель был потрясен увиденным и долго после этого задавался многочисленными философскими вопросами. На мой взгляд, основной талант Оливера Стоуна — умение сделать жизнеутверждающие сюжеты разочарования. Это звучит иррационально, но, по сути, большие поражения главных героев мобилизуют зрителя не меньше, чем большие достижения других героев в фильмах с сюжетом преодоления. К сожалению, отличный зрелищный динамичный фильм Оливера Стоуна «Сальвадор» оказался в тени другого шедевра режиссера — «Взвод», который вышел в том же 1986 году.
В центре повествования фильма «Сальвадор» — американский репортер Ричард Бойл (Джеймс Вудс). Этот прожженный охотник за горячими новостями прошел Вьетнамскую войну и войну в Камбодже. Для восстановления сил он периодически возвращался в Сальвадор — страну, словно специально созданную для наслаждения. Почти в одно мгновение для него все меняется. Успешная деятельность в издательстве заканчивается, любимая жена уходит от него. И теперь только экстраординарные события могут вернуть этого человека к спокойной жизни. В это время в Сальвадоре по всем признакам готовится военный переворот. Окрыленный надеждами на достижение успеха Ричард убеждает своего друга Рока (Джеймс Белуши) отправиться в эту страну, чтобы заниматься освещением событий. Попав на территорию Сальвадора, герои оказываются в руках бойцов хунты, захватившей власть в стране. Они вовлечены в кровопролитные события, в ходе которых мысли о работе вытесняются инстинктом самосохранения.
Пожалуй, роль репортера Ричарда Бойла — самая яркая в карьере Джеймса Вудса. Этот актер чаще всего предстает перед зрителем в образе рассудительного героя, который поддерживает ключевого персонажа. Напротив, в фильме «Сальвадор» Джеймс Вудс играет импульсивного, жесткого, не склонного к компромиссам героя, который запутался в своих мотивах и желаниях.
В этой ленте Джеймс Белуши появляется в не совсем типичной роли. Сперва зритель видит привычного неторопливого Белуши, но с течением времени его герой меняется и становится гораздо менее предсказуемым.
Фильм «Сальвадор», как и большинство кинокартин Оливера Стоуна, — это практически документальное представление событий. Для отечественного зрителя, практически не знакомого с событиями, происходившими в Латинской Америке в
И последний поклон в сторону Оливера Стоуна. Удивительно, но этот режиссер, делая в своих фильмах однозначные выводы, не поучает зрителя. Создается ощущение, что Стоун просто рассказывает зрителю свое видение и ждет ответной реакции.