Сало, или 120 дней Содома Salò o le 120 giornate di Sodoma

Если вы решили прочитать этот обзор, значит вы однозначно не обыватель или обычный зритель. Вы хотите увидеть фильм, который поразит ваше воображение.
Фильм «Сало, или 120 дней Содома» был снят по мотивам произведения Маркиза де Сада, что уже говорит само за себя. Действие картины развивается в Италии, в годы фашизма. Достаточно образованные и интеллигентные люди уходят в бездну порока, извращений и пыток. Они набирают группу людей и начинают «играть» с ними. Постепенно правила становятся все более жестокими, а наказание за непослушание все то же — смерть. Чем же закончатся эти совсем не детские игры и насколько далеко могут зайти мучители в своих экспериментах?
Режиссером фильма «Сало, или 120 дней Содома» выступает Пьер Паоло Пазолини, который всегда любил эпатировать публику новым видением уже известных произведений. Этот фильм является последней его работой, что еще более ценно, так как это в некотором роде последнее слово великого человека. Несмотря на скандальное название, вы не увидите в нем чувственных сексуальных сцен в своей изначальной трактовке — возбудить человека. Совсем. Пазолини выше этого. Он хотел показать не это. Не просто глупый фильм с сексом ради секса с претензией на большое кино. Он хотел обличить прогнившую суть абсолютной власти и ее последствия. Именно поэтому он не называл своих героев. Он давал им титулы: Судья, Епископ, Герцог… разве не символично? Сразу после выхода фильма в прокат Комиссия по Цензуре запретила его для просмотра, назвав антиморальным. И только в 1978 году фильм «Сало, или 120 дней Содома» был признана «произведением искусства».
Актерский состав также поражает воображение. И это не только главные герои. С ними все понятно. Люди, которые получили абсолютную власть, хотят еще больше. Шокируют исполнители второстепенных ролей. Они прекрасно сыграли роли жертв, причем не просто жертв, а бездумного стада. И именно это шокирует в картине. Не мучители, которые проделывают все это с людьми, а люди, которые позволяют проделывать с собой такое. И чем дальше идет картина, тем больше это стадо втаптывает в грязь свое достоинство и, горя жаждой жизни, готово пойти на все, лишь бы еще немного просуществовать в этом кромешном Аду.
Что можно сказать в заключение. Это, однозначно, фильм не для людей с шаткой психикой. Натурализм происходящего доходит до отвращения, а фантазия режиссера кажется неиссякаемой. Но тем не менее этот фильм действительно стоит посмотреть. Как ни прискорбно признавать, но именно шоковая терапия всегда была самой действенной для человечества. И только увидев, куда мы катимся, человек сможет свернуть с этой тропы и задуматься над смыслом своего существования. Ведь это не власть, не деньги и даже не секс. Это любовь. Любовь и человечность.