Рождение нации The Birth of a Nation
Фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», несмотря на свою столетнюю историю, является классическим образцом эпического жанра. Захватывающая трехчасовая кинокартина рассказывает о событиях Гражданской войны в США и о связанном с ней разделении американской нации на Север и Юг. Неоднозначный политический лейтмотив — одна из выдающихся особенностей ленты «Рождение нации». Эта работа Гриффита в большей степени интересна даже не своим содержанием, а техническими приемами, которые применил режиссер. Совершенство монтажа позволяет даже современному зрителю с интересом смотреть этот немой
В центре сюжета фильма — судьбы двух семей. Семья состоятельного врача Камерона живет на юге. В ней подрастают трое сыновей и две дочери. Депутат Стоунмен — житель Пенсильвании. Накануне Гражданской войны он в сопровождении двух сыновей и дочери приезжает погостить в дом к Камеронам. Между взрослыми детьми Стоунмена и Камерона устанавливаются романтические отношения, однако начавшаяся война прерывает общение между молодыми людьми. Во время боевых действий Стоунмен и Камерон вполне закономерно оказались в противоборствующих лагерях. Судьбе было угодно, чтобы они встретились на поле боя. Исход битвы под Петерсбургом знаменовал поражение Юга: генерал Ли сдался со своей армией генералу Гранту. Тем временем в Вашингтоне происходит убийство президента Линкольна, и Стоунмен, укрепивший свое политическое влияние, играет ведущую роль в возрождении страны после войны. В ходе Реконструкции Юга началось освобождение черных жителей, которое подчас сопровождалось неадекватными выпадами против белых. Семья доктора Камерона обеднела и вынуждена жить в лачуге. В это время черное население Юга формирует боевые дружины, а белые создают организацию
Лента «Рождение нации», по меркам современного зрителя, является ужасно неполиткорректной. Тем не менее для зрителя не составит труда отвлечься от политических аспектов повествования. Гриффит очень колоритно показал и безумие гражданской войны, и отвратительность насилия. Несмотря на то что черное население Юга действительно выступает в фильме в качестве антагониста, трудно не согласиться, что в повседневной жизни более всего склонны к насилию именно те, кто недавно сам страдал от несправедливого отношения к себе. Природа человека создает замкнутый круг несправедливости, который нелегко разрушить. Гриффит