Роджер и я Roger & Me
«Роджер и я» — необычный фильм, и его неординарность заключается в нескольких факторах.
Лента рассказывает о городе Флинт, что в штате Мичиган, родине Мура. Этот регион процветал благодаря заводам гиганта американского автопрома General Motors. Но руководство корпорации, ради сокращения расходов, решило закрыть все заводы, расположенные в этой местности. В результате 30 тысяч человек потеряли работу, а вместе с ней и свою американскую мечту.
Событие очень неприятное: трудно представить, куда деваться людям, потерявшим практически единственный источник дохода. Но такие события происходят сплошь и рядом как в Америке, так и у нас. Вы наверняка зададитесь вопросом — зачем снимать и смотреть такой фильм? Затем, что, несмотря на документальный жанр, фильм смотрится не просто как серия репортажей с места событий и интервью с пострадавшими, а как особый, объективный, взгляд на ситуацию. Благодаря мастерству Майкла Мура мы чувствуем депрессивную атмосферу, царящую в городе. Показать кварталы бедняков и взять интервью у сочувствующих им знаменитостей может любой человек с камерой, но только талантливому человеку под силу сделать из такого формата интересный фильм.
Самой сильной стороной картины «Роджер и я» является многогранность: Мур осветил все темы, касающиеся этой проблемы. Он показал, как люди зарабатывают в период безработицы и безденежья, попытки властей спасти экономику города. Самое привлекательное в фильме — подача материала. Мур не просто выставляет перед зрителем голые факты, а легко и иронично рассказывает о тяжелом времени для своей малой родины.
Лента необычна также оригинальным монтажом, свойственным Муру. Репортажи и интервью он чередует с фрагментами рекламы и отрывками из различных фильмов. Благодаря такому приему достигается комический эффект. Режиссер совершенно справедливо расценил, что сатира и ирония — лучшие способы показать проблему.
Важной составляющей фильма является Роджер Смит, глава корпорации General Motors. Параллельно с рассказом об ужасном положении Флинта Мур подает зрителю свои поиски главы компании, чтобы задать ему ряд вопросов и убедить не закрывать предприятия. Всем понятно, что из его затеи ничего не получится, но Мур преследует иную цель — получить доказательства. После длительных поисков режиссер все же находит Смита — на предрождественской вечеринке, в окружении родных и коллег. На празднике Роджер весел и доволен жизнью, он поздравляет свое окружение со светлым и добрым праздником, цитирует Диккенса. Этот эпизод Мур очень удачно чередует с моментом выселения многодетной семьи из дома. Посредством такого простого приема, как удачный монтаж, усиливается впечатление, которое хотел произвести Мур. Владелец корпорации предстает монструозным Скруджем, которому нет никакого дела до своих рабочих. Это действительно так, и такое поведение свойственно не только Роджеру Смиту. После такой пафосной речи Мур приглашает Смита во Флинт, чтобы он убедился в неправильности своего решения.
Можно, конечно, рассмотреть и другой аспект этой ситуации: если бы все корпорации думали только о благосостоянии рабочих, они бы разорились. Но в картине Мура этой теме нет места.
«Роджер и я» — очень умный и полезный фильм, рекомендованный к просмотру в обязательном порядке, конечно, если вы не испытываете отвращения к документальному жанру.