Развод по-фински или Дом, где растет любовь Haarautuvan rakkauden talo

oKino:
6.6
6.6/10
из 10
IMDb: 6.5 (990)
Смотреть трейлер
Сюжет
Тридцатилетняя пара разводится. Они разлюбили друг друга, но по-прежнему без ума от собственного дома на берегу озера. Ни один из бывших супругов не хочет покидать общее жилище, и, чтобы облегчить совместное существование в новых условиях, они решают установить ряд правил, соблюдать которые обязаны оба. Например — никаких новых жильцов в доме. То есть новых любовников приводить нельзя. Однако, именно это правило и будет нарушено первым. Жена позвонит бывшему партнеру на одну ночь, который тут же примчится на спортивном самолете. А муж закажет девушку по вызову, из-за приезда которой все пойдет совсем кувырком
Трейлер
Кадры
Рецензии

35-летние Юхани (Ханну-Пекка Бьоркман) и Туула (Элина Книхтиля) разводятся, но никак не могут поделить общий дом. Чтобы мирно сосуществовать друг с другом, разводящаяся пара принимает ряд правил, которые они должны соблюдать. Параллельно развивается криминальная история с украденными деньгами, сводным братом-сутенёром Волфи (Антти Рейни), проституткой Ниной (Анна Истиден) и т. д.

О режиссёре из Финляндии Мику Каурисмяки зарубежные критики и публика наслышаны мало, ведь при упоминании такой фамилии в памяти обычно всплывает его младший брат Аки, обласканный фестивальными призами. Но, в отличие от младшего, старший брат снимает истории куда более тривиальные, в которых присутствует гангстерская тема («Хельсинки — Неаполь всю ночь напролет»), либо драмедии вроде лент «Лос-Анджелес без карты» и «Зомби и поезд-призрак». В этот раз до наших экранов добралась комедия «Развод по-фински или Дом, где растет любовь», причём оригинальное название все же ближе ко второй части.

Главные герои — Юхани и Туула — находятся в процессе развода и живут в шикарном доме в престижном районе на берегу озера. Туула — более уверенная в себе самодостаточная женщина с хорошей работой и зарплатой, в то время как её экс-супруг трудится за гроши и неуверенность в себе возмещает пополнением желудка из холодильника. Не в силах разделить дом, Туула начинает водить в дом ухажера вроде владельца самолетика Марко (Илка Вилли). В отместку, науськанный лучшим другом Пекка (Томми Эронен), Юхани приводит путану. Поняв, что следует играть по-крупному, он находит красавицу Нину, и тогда дело принимает неожиданный оборот.

«Развод по-фински» построен по классическим канонам комедии положений, в которой наберётся добрый десяток карикатурных персонажей, уравновешивающих двух главных «серых мышек». Что интересно, эти персонажи не выходят за рамки прописанных клише реплик и действий, зачастую их участие на экране ограничивается сумбуром и сценами секса, которых под конец фильма набирается столько, что в пору думать о нереализованной похоти всего финского народа, что, впрочем, не отвечает реальности.

Ленту Каурисмяки следует воспринимать с иронией, не вглядываясь пристально в изъяны, которых здесь множество. Так, картина не может зацепиться за основной сюжет, события порой вообще никоим образом не переплетаются, а персонажи попросту попадают иногда случайно в кадр и играют своё амплуа без особых стараний и изысков. Комедия построена на стыковке/нестыковке событий и фраз, не несущих в себе никаких последствий. Кажется, что всё на экране настолько надуманно, насколько может себе позволить форменный гвалт театральная труппа комиков из холодного скандинавского края.

Карикатурность и лёгкий уклон в абсурдность ситуации слишком отвлекают от самой фабулы, второстепенные персонажи переигрывают первостепенных, а логические нестыковки тормозят процесс усвоения финского комедийного капустника. И пусть вас не пугает слащавый хеппи-энд, которого меньше всего ждёшь и который лишний раз даёт знать, что-то в разводе по-фински не так.

Фамилия Каурисмяки любому, кто хоть немного интересуется кинематографом, наверняка известна; только вот сочетание с именем «Мика» может вызвать недоумение. Режиссер Мика Каурисмяки — старший брат Аки, в активе которого — «Человек без прошлого», «Ленинградские ковбои», недавний «Гавр» и много чего еще. Как ни парадоксально, но менее известный широкой международной публике финский режиссер снимает фильмы куда более «народные», чем его брат. Аки Каурисмяки — типичный фестивальный персонаж, а Мика делает фильмы «для всех»: не удивлюсь, узнав, что в итоге они куда популярнее хотя бы в их родной Финляндии.

Во всяком случае, «Развод по-фински или Дом, где растёт любовь» снят не без претензии на потенциальную «народную любовь». Вопреки иным патетичным анонсам со словами «Он» и «Она» с большой буквы, «Развод по-фински или Дом, где растёт любовь» никакое не исследование института брака, а бытовая лирическая комедия вполне в духе даже не советских, а российских картин того же сорта.

Сюжет крутится вокруг супружеской пары, которая с формальной точки зрения уже таковой не является. Однако в лучших традициях ситуационной комедии (сюжет «Развода…» вполне можно было бы компактно сжать до ситкомовского 20-минутного хронометража), они вынуждены жить в одном доме, пока его не продадут. Естественно, оба стараются досадить друг другу, водя туда не только друзей (друзей жены, разумеется, не переваривает муж, и наоборот), но и новых любовников. Точнее, всех, кто кое-как сможет хотя бы в глазах противной стороны сойти за таковых.

Каурисмяки вместе со своим соавтором — сценаристом Петри Каррой — не прыгает выше головы: если главные герои со своими бесконечными дрязгами еще выглядят худо-бедно реалистично, то в героях второго плана — набор типажей и стереотипов. Комичный ловелас приходится главному герою лучшим другом, надутая артистичная барышня — подругой его экс-супруге. А сводный брат героя (и заодно кое-кто из родственников жены) — бандит, точнее, сутенер; он тоже, в общем, довольно комичен, и эта сюжетная линия лишь больше сближает картину Каурисмяки с аналогичными российскими комедиями девяностых.

Все это, впрочем, не минусы — а законы жанра: главным минусом фильма можно назвать разве что неукоснительное им следование, да и некоторую однообразность действия, на которую не в силах повлиять даже периодические вторжения криминальных элементов. Но, в общем, в фильме «Развод по-фински или Дом, где растёт любовь» хватает вполне сносных шуток и со своей ролью «современной лирической комедии» он вполне справляется. Ну, а жителям постсоветского пространства достается дополнительный бонус: любоваться замызганными домами, неухоженными улицами и общим неуловимым чувством разрухи и радоваться пресловутому «сходству ментальностей» с финнами, которое, кстати сказать, во многом объясняет здешнюю популярность и куда более эстетских фильмов Каурисмяки-младшего.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы