Развод по-фински или Дом, где растет любовь Haarautuvan rakkauden talo
О режиссёре из Финляндии Мику Каурисмяки зарубежные критики и публика наслышаны мало, ведь при упоминании такой фамилии в памяти обычно всплывает его младший брат Аки, обласканный фестивальными призами. Но, в отличие от младшего, старший брат снимает истории куда более тривиальные, в которых присутствует гангстерская тема («Хельсинки — Неаполь всю ночь напролет»), либо драмедии вроде лент
Главные герои — Юхани и Туула — находятся в процессе развода и живут в шикарном доме в престижном районе на берегу озера. Туула — более уверенная в себе самодостаточная женщина с хорошей работой и зарплатой, в то время как её
«Развод
Ленту Каурисмяки следует воспринимать с иронией, не вглядываясь пристально в изъяны, которых здесь множество. Так, картина не может зацепиться за основной сюжет, события порой вообще никоим образом не переплетаются, а персонажи попросту попадают иногда случайно в кадр и играют своё амплуа без особых стараний и изысков. Комедия построена на стыковке/нестыковке событий и фраз, не несущих в себе никаких последствий. Кажется, что всё на экране настолько надуманно, насколько может себе позволить форменный гвалт театральная труппа комиков из холодного скандинавского края.
Карикатурность и лёгкий уклон в абсурдность ситуации слишком отвлекают от самой фабулы, второстепенные персонажи переигрывают первостепенных, а логические нестыковки тормозят процесс усвоения финского комедийного капустника. И пусть вас не пугает слащавый
Фамилия Каурисмяки любому, кто хоть немного интересуется кинематографом, наверняка известна; только вот сочетание с именем «Мика» может вызвать недоумение. Режиссер Мика Каурисмяки — старший брат Аки, в активе которого — «Человек без прошлого», «Ленинградские ковбои», недавний «Гавр» и много чего еще. Как ни парадоксально, но менее известный широкой международной публике финский режиссер снимает фильмы куда более «народные», чем его брат. Аки Каурисмяки — типичный фестивальный персонаж, а Мика делает фильмы «для всех»: не удивлюсь, узнав, что в итоге они куда популярнее хотя бы в их родной Финляндии.
Во всяком случае, «Развод
Сюжет крутится вокруг супружеской пары, которая с формальной точки зрения уже таковой не является. Однако в лучших традициях ситуационной комедии (сюжет «Развода…» вполне можно было бы компактно сжать до ситкомовского
Каурисмяки вместе со своим соавтором — сценаристом Петри Каррой — не прыгает выше головы: если главные герои со своими бесконечными дрязгами еще выглядят
Все это, впрочем, не минусы — а законы жанра: главным минусом фильма можно назвать разве что неукоснительное им следование, да и некоторую однообразность действия, на которую не в силах повлиять даже периодические вторжения криминальных элементов. Но, в общем, в фильме «Развод