Развод Надера и Симин Jodaeiye Nader az Simin
Женатая иранская пара Надер и Симин оказываются перед непростым выбором. Симин хочет уехать за границу, чтобы обеспечить лучшее будущее для их единственной дочери Терме. В то же время, Надер отказывается покинуть своего отца, который страдает от болезни Альцгеймера и нуждается в постоянном уходе. Тогда Симин вынуждена подать на развод с требованием передать ей опеку над дочерью. Но иранский суд не удовлетворяет её просьбу, в результате чего Симин уезжает одна, а Терме остаётся с отцом. Вскоре после этого Надер нанимает религиозную молодую женщину, чтобы та ухаживала за больным стариком, пока он на работе. Он надеется, что его жизнь скоро вернется в привычное русло. Но все усложняется, когда новая сиделка проявляет халатность, которая едва не стоила отцу Надера жизни. Придя в негодование, Надер совершает необдуманный поступок, который в конечном счёте приводит к цепочке драматических событий.
Как по своему стилю, так и по масштабу замысла лента «Надер и Симин: Развод» близка прозе Льва Толстого. Внешняя простота и предельная реалистичность создаёт электризованное пространство сюжета, вырваться из которого героям удастся лишь ответив на вечные вопросы.
Сюжет умалчивает причины развода и прерывается в тот момент, когда судья должен вынести окончательное решение и документально заверить распад семьи.
Режиссёр Асгар Фархади с самого начала подчёркивает различия между супругами. Жена Симин как внешностью, так и мировоззрением близка современной европейской женщине: она учит английский, играет на пианино. В противовес этому её муж Надер любит традиционную исламскую музыку.
В сюжете картины выстраивается модель как бы «обратной перспективы», драма развода (на первом плане фильма) меркнет рядом с трагедией смерти неродившегося ребёнка служанки Разии и Ходжата (параллельный сюжет). Однако за счёт того, что смерть ребёнка стала лишь вспомогательным сюжетом зритель может сильнее ощутить фатальность сложившейся ситуации.
Жизнь этой семьи в фильме
Сложности, которые возникают у главных героев во время процесса развода, красноречиво показывают неприспособленность иранского общества к такому событию, как распад семьи.
Вместе с предельной реалистичностью всей ленты такой эффект создаёт впечатление, что всё происходящее на экране — буквально документально взято из жизни Надера и Симин, и в нём полностью отсутствует всякий вымысел.
Наверное, с самой первой рецензии на этот фильм, практически с каждый критик не упускал возможности похвалить актёрскую игру. Однако кроме исполнителей главных ролей, очень выразительно сыграла и подрастающая актриса, у которой была очень непростая задача показать роль ребёнка, родители которой расстаются. Потерянность, страх, истерика, словом, крайняя эмоциональная напряжённость чувствуется в каждом её появлении на экране.
Дочь в фильме показывается как своего рода совесть этой семьи. В течение всей ленты она остаётся на позиции молчаливого свидетеля, однако в конце именно её судья попросит «рассказать правду». И напряжённое молчание, которым она ответит ему станет истинной кульминацией всей ленты.
Поражает работа оператора: кадры скрупулёзно выстроены и ценны сами по себе как произведения изобразительного искусства. При этом быт иранской семьи, ставший фоном для всех событий в кадре мастерски использован оператором для того, чтобы подчеркнуть множество символов вплетённых во повествование.
Музыкальное сопровождение фильма сведено к минимуму. Автор даже подчёркивает отсутствие саундтрека в сцене, когда грузчики перетаскивают пианино Симин, словно намекая, что в такой ситуации не место музыке. Зрителя как бы заставляют обратить внимание на музыку самой жизни.
Картина «Развод Надира и Симин» произвёл настоящий фурор на Берлинале в 2011 году, собрав сразу пять наград, включая Золотого медведя (за лучший фильм) и двух серебряных за лучшие мужскую и женскую роли. В списке многочисленных наград картины также стоит отметить Оскар за лучший иностранный фильм. Несмотря на то, что немало критиков усматривали в этом политический контекст и стремление Западного мира поддержать иранский кинематограф, сама по себе эта лента достойна каждого своего приза.