Проверка на дорогах
В Советском Союзе было снято немало хороших лент о войне, однако почти все они были монохромны. Наши и враги, белое и черное, добро и зло. Наверное, эталонным в этом плане является фильм «Обыкновенный фашизм». Замечательный фильм, надо сказать, однако в нем режиссер фактически думает вместо зрителя. Для личного мнения каждого в ленте места не осталось.
Что касается дебютного фильма Алексея Германа «Проверка на дорогах» (картину «Седьмой спутник» он снял в соавторстве с Григорием Ароновым), то он особенный.
Это очень жизненное кино. Оно реалистичное, суровая проза, картинка без прикрас. Здесь даже нет музыки, все, что мы слышим, — это речь, выстрелы, взрывы, ветер, еще раз импровизированные танцы под баян и в самом конце оркестр. На войне нивелируются различия между правильным и неправильным. И кульминация тоже не сопровождается музыкально. Нет ни торжественной музыки, ни траурной. Лишь событие, которое не имеет вообще никаких свойств, а в историческом периоде не имеет даже ни малейшего значения. Жизнь все расставляет по своим местам, никого ни о чем не спрашивая. Вот началась стрельба — и немецкий солдат надел каску. И тут же получил пулю в грудь. Вот старик увидел, что его корова, которую забрали немцы, бежит, испуганная выстрелами, в лес. Забыв о непрекращающемся огне, он устремляется под пули за ней.
«Проверка на дорогах» — это очень глубокий фильм. Посмотреть его стоит обязательно. Хотя бы для того, чтобы уметь промолчать, когда возникает очередной холивар на околоисторическую, околовоенную или околополитическую тему. Ведь войны в мире не заканчиваются, человеческая жизнь не стала ценнее, чиновники не избавились от безразличия, а те или иные исторические трактовки не стали правдивее. Осталась только память о людях вроде тех, что можно увидеть в «Проверке на дорогах». И ее важно отделять от осуждений, домыслов и фантазий.