Прощай, моя королева Les adieux à la reine
Сюжет картины рассказывает о трёх судьбоносных днях 1789 года из жизни Версаля, когда лавина Великой французской революции покатилась по стране и монархический уклад начал давать трещины.
В центре сюжета — Сидони Лаборд, придворная чтица, в обязанности которой входит «ласкать слух» королевы
И если в той части дворца, где живут слуги, царит рабочая атмосфера суеты (все спешат выполнить указания своих господ), то в залах, которые отведены королеве, всё пропитано трепетным молчанием перед любым капризом Её Величества.
Этот устоявшийся веками уклад «сходит с рельс» в одну ночь, когда дворец вдруг облетает новость о том, что «Король проснулся посреди ночи!». Это неслыханное событие порождает среди слуг множество догадок, сплетен и домыслов, которые, однако, вскоре сменяет истинный факт: «Революционеры взяли Бастилию и движутся на Версаль».
Всё, что происходит после этого, напоминает
Главное, чего не хватает фильму, — это столь же мощной кульминации, какой является завязка. Психологический накал, нарастающий к середине фильма,
Однако здесь важен и тот факт, что Великая французская революция показывается чрезвычайно пафосно и масштабно, в то время как авторы этой картины сместили акцент на переживания каждого отдельного человека, который стал свидетелем этих событий.
В карьере исполнительницы главной роли Леи Сейду столь большая психологическая роль встречается впервые. В течение всей ленты невольно пытаешься вспомнить, где же ещё встречалось её столь знакомое лицо. Когда же после просмотра спешно находишь её фильмографию, в которой встречаешь такие картины, как «Полночь в Париже» (2011), «Бесславные ублюдки» (2010) и др., обескураженно думаешь: «Как же раньше можно было не замечать такую классную актрису?» В ленте «Прощай, моя королева» Леи Сейду передала широчайшую палитру, в отдельных эпизодах становясь своего рода «сердцем» событий в дореволюционном Версале.
Фильм просто кишит восхитительными типажами. Некоторые персонажи произносят всего пару реплик, другие же и вовсе появляются буквально на несколько секунд, тем не менее оставляя после себя не меньшее впечатление, чем главные герои. Например, актриса Виржини Ледуайен («8 женщин») передала лукавый (даже «лисий») образ Габриэлы, а легендарный Мишель Робен — преданного архивариуса, заботливо документирующего все события.
Более выразительными психологические портреты в ленте делает музыкальное сопровождение, которое создал Бруно Куле («Птицы», «Океаны
В фильме безукоризненно воспроизведёна эпоха, так что веришь буквально каждой мелочи быта на экране: платью, декорациям (съёмки проходили практически полностью в самом Версале), реквизиту
Словом, тех, кто любит посмаковать атмосферу, которая была при дворе королевы Франции
Режиссёр Бенуа Жако снял более тридцати лент, среди которых были как абсолютно невыразительные телефильмы, так и участники престижнейших кинофестивалей. «Прощай, моя королева» формально хоть и претендовала на «Золотого медведя» «Берлинале» — по факту примечательна лишь впечатляющей актёрской игрой и прекрасными костюмами.
Экранизация романа 2002 г. Шанталь Тома. На экране разворачиваются события последних дней Людовика XVI (Ксавье Бовуа) и
От обласканной критиками костюмированной драмы француза Бенуа Жако ожидаешь большего, чем трёхдневные блуждания главной героини залами и двориками Версаля. Впрочем, режиссёр неспешно, даже, как дворянин, вальяжно, но определённо чётко расставляет акценты в своём фильме. Не слышны ни крики парижской черни, ни призывы к «свободе, равенству, братству», а о надвигающейся катастрофе символизирует листовка вроде «286 голов, которые надо срубить». Жако бьёт по зрителю визуально: крысы в прудах, потрескавшаяся штукатурка в дворцах и окончательно деградировавшая знать говорят за себя. Три дня при дворе — это эпилог упадка монархии и всех её атрибутов, таких, например, как смехотворные напудренные старые аристократы.
Тему французской революции, в частности последних дней на престоле ненавидимых народом монархов, кинематографисты подымали неоднократно. Вспомним хотя бы недавнюю
С одной стороны, наблюдать за высшим обществом, которое в своей разнузданности и манерности лишь устало смотрит на крах, не так любопытно. С другой — нам показывают ещё одну точку зрения одной из приближенных к
Как драма фильм «Прощай, моя королева» не силён, но как реалистичная картинка событий тех дней в стенах Версаля он пугающе убедителен и роскошен. Игра актёров, равно как игра на контрастах, дополняют уже известную сухую историю революции и свержения монархии. Однако фильм, безусловно, о другом. Он о том, как девушка, верившая в свой идеал, оказалась обманутой, а в конце концов лишилась возможности быть с ним (королевой) до конца. Вдобавок финал нисколько не интригует и обрывается на полуслове. По крайней мере, автору этих строк так показалось.
Антураж придворной жизни и впечатляющую атмосферу последних дней Версаля здорово подчеркнул интерьер и звуковое оформление киевского кинотеатра «Спутник».
Прекрасное историческое кино от французских кинематографистов. Основой для фильма послужила вышедшая в 2002 году одноимённая книга французского писателя Шанталя Тома.
Перед нами на экране последовательно раскрываются воспоминания женщины, которая в прошлом проживала в королевском дворце и в ее обязанности входило чтение книг французской королеве
Первоначально на роль королевы была утверждена Ева Грин, но в итоге
Режиссер картины известный французский постановщик Бенуа Жако. Лента была номинирована на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля в 2012 году.