Примечание Hearat Shulayim
Примечание
Израильское кино, снятое не потомками выходцев из этой страны, перебравшихся в Голливуд, а ее непосредственными жителями, за пределами самого Израиля известно не слишком. Искушенный зритель, сильно постаравшись, может и вспомнит пару-другую лент, но сказать про них что-нибудь определенное не сможет. Исправить такое положение дел вызвался Джозеф Седар — пожалуй, самый известный на данный момент Израильский режиссер. Его дебютная лента «Костер» была отмечена на Берлинском кинофестивале, а второй его фильм «Бофор» — даже выдвинут на премию Оскар, хоть и в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И, хотя, эти достижения нельзя назвать несерьезными, со своим последним фильмом — драмой «Примечание», постановщик вышел на новый уровень качества и известности.
В центре сюжета «Примечания» — отец и сын семейства Школьников. Первый — видный филолог Элизер, известный своими грандиозными трудами в области изучения Талмуда, оставшимися неоцененными широкими массами. Дело в том, что за месяц до публикации результатов его 30-летней работы, более ушлый коллега старшего Школьника, опубликовал труд, фактически делающий работу того лишенной смысла. Элизер, человек и до того не слишком открытый, после такого потрясения окончательно замыкается в себе. Тогда как его сын, Уриэль Школьник, также выбравший своим призванием изучение Талмуда, делает широкие шаги на поприще отца и, в конце концов, уходит далеко вперед. Старый Элизер считает подход сына к работе несерьезным и в глубине души презирает все, чем тот занимается. И когда в результате канцелярской ошибки, важную национальную премию вместо Уриэля получает именно Элизер, конфликт между отцом и сыном открывается, подобно небрежно зашитой ране.
Ставя во главу угла вечную тему отцов и детей, Седар все-таки умудряется показать ее так, как до него не делал никто. В первую очередь, «Примечание» выделяется из ряда похожих лент по манере съемки, выбранной режиссером. Сложные монтажные склейки, забавно оформленные флешбеки, помогающие лучше обрисовать характер персонажей, кроме всего прочего придают фильму налет комедийности. Именно он лишает «Примечание» вполне возможного, при выборе такой тематики занудства, которое часто так свойственно арт-хаусным лентам. Сами персонажи фильма хоть и несколько утрированы (в особенности Школьник-старший), но в силу этого более интересны и понятны зрителю. Кто-бы вообще мог подумать, что конфликт между, грубо говоря, двумя книжными червями из-за подхода к изучению древних книг, может настолько увлечь и заинтересовать. Но, так оно и происходит. Отчасти, потому что, сменив предмет спора отца и сына на более близкий для себя, понять их сможет практически кто угодно. А отчасти, потому что избранный Седаром стиль подачи материала является единственно верным. Балансируя на тонкой грани между семейной драмой и семейной комедией, «Примечание», отклоняясь то в ту, то в другую сторону, в итоге остается там где надо — на той самой золотой середине.
Двое научных светил, отец Элиэзер (Шломо
Представленная в секции «Фестиваль Фестивалей» на
Сын Уриэль — самодостаточный мужчина, учёный, теперь член Академии наук, пользующийся уважением среди коллег. Отец Элиэзер, напротив, избегает всяких научных тусовок, приверженец глубинного и старательного изучения Талмуда, которого уже 16 лет подряд прокатывают в номинации на премию Израиля «благодаря» злопыхателю Гроссману (Мика Левенсон). Элиэзер и слышать не хочет про открытия и познания сына, считая его поверхностным и «пустым сосудом» в узкой сфере деятельности. Старик на экране смешон и мелочен, вдобавок, не имея регалий (как у сына), кичится тем, что авторитетный учитель однажды упомянул его в крошечном примечании на полях своего огромного труда.
Ближе к кульминации начинаешь понимать, почему авторы избрали в качестве главных героев именно
Если первая половина фильма заметно радует глаз и уши, запоминается оригинальными находками авторов вроде примечаний посреди просмотра, то вторая половина после заседания в министерстве наподобие «12 разгневанных мужчин» словно выдыхается и держится исключительно на любопытстве и предприимчивости обеих сторон. Тем не менее ближе к финалу сюжет вновь разжигает до накала события, возвращая интригу и страсти на свои места. Вот только открытый финал, который так часто выбирают современные драмы, может немного раздосадовать и строить догадки. Впрочем, строить догадки и выстраивать цепочки теорий — это работа Элиэзера Школьника, а не наша с вами.