Преступник Felon
Тихая жизнь семьи Портеров была нарушена дерзким грабителем, ворвавшимся в дом. Глава семьи — Уайд Портер (Стивен Дорфф) останавливает преступника, ударяя того бутылкой по голове и случайно убивая непрошеного гостя. И пасторальная картина жизни Уайда переворачивается верх дном. «Справедливая» американская судебная система, словно громом среди ясного неба, озвучивает приговор — три года тюрьмы. И вместо любящей жены и маленького сына на Уайда теперь каждое утро косо и недружелюбно смотрят опасные преступники и антисоциальные элементы.
Уже в тюрьме Уайд получает к своему сроку еще дополнительно три года. Узнав об этом, супруга Портера — Лаура (Марисоль Николс) заявляет о том, что она больше не сможет ждать мужа. Уайд впадает в отчаяние, но неожиданно на помощь приходит новый друг — Джон Смит (Вэл Килмер), сокамерник, убивший 17 человек. Уайду и Джону предстоит вместе пройти все семь кругов тюремного ада, в котором дьявольскими делами заправляет лейтенант Джексон (Хэролд Перрино). Благодаря Джону, у Уайда появляется шанс выжить и вернуться домой к единственным людям, которые его, может быть, еще любят.
«Преступник» — отличное остросюжетное кино, выстроенное, прежде всего, на грамотном и интересном сценарии, а также на прекрасной актерской игре. Великолепного Вэла Килмера невозможно узнать в роли убийцы Джона Смита. Обзаведясь густой бородой и новой прической, Вэл удачно перевоплотился, а благодаря таланту актера персонаж Смит получился ярким, убедительным, этаким умудренным горьким опытом жизни наставником. Не менее хорош и второй главгерой фильма — Уайд, которого с упоением сыграл Стивен Дорфф. Уайд Портер получился разносторонним, сильным духом, но при этом способным к большим эмоциям человеком. Да и все остальные актеры отлично создали необходимую тюремную атмосферу. Не зря в небольших ролях в фильме снимались бывшие заключенные.
Да, именно атмосфера, созданная режиссером Риком Романом Во, заставляет зрителя проникнуться сюжетом фильма и следовать нити повествования не отрываясь. Отличной идеей оказалось периодическое применение съемки от первого лица, получился этакий полудокументальный стиль. Зритель глазами героя видит весь тюремный антураж: камеры, набитые людьми, в глазах которых застыла злость ко всему человеческому, затем поворот головы — и вот уже голые обшарпанные стены, тюремный двор, потные мускулистые спины преступников и ужас, царящий в каждом миллиметре пространства. Режиссер, показывая «закулисье» тюрем, не углубляется в вопрос, делая главный акцент на внутреннем мире героев, на изменение человека под давлением внешних обстоятельств.
Фильм «Преступник» условно можно разбить на две части. В первой, более динамичной половине фильма Уайду придется влиться, ассимилироваться в чужое общество. Эта часть наполнена сплошным адреналином, с которым герой продирается сквозь жестокие тюремные «джунгли». Здесь будут и подпольные бои, коварство преступников, боль, унижение, страх. Вторая часть фильма, совершенно не отставая от первой, предлагает зрителю вместе с героями поразмышлять над природой человеческой жестокости и о способности рядового человека сохранить цивилизованное лицо в обществе диких зверей.
Учитывая, что фильм «Преступник» вполне может называться малобюджетным, принимая во внимание неопытность режиссера, работе Рика Романа Во можно поставить пятерку, пусть и с небольшим минусом за технические огрехи. Хорошо, что в наш век коммерции еще можно снимать недорогое, но качественное кино, которое понравится зрителю не благодаря рекламе.