Преступления и проступки Crimes and Misdemeanors
Вуди Аллен, как режиссер, довольно часто в своих фильмах использует сочетание и противопоставление двух жанров — комедии и драмы. Во многих его картинах имеются две основные сюжетные линии, одна развивается в позитивном ключе, другая же, наоборот, несет в себе оттенок трагичности. Такая яркая особенность прослеживается и в фильме «Преступления и проступки», снятом в 1989 году.
В картине есть два главных героя и, соответственно, две сюжетные линии. Первым делом режиссер знакомит зрителя с преуспевающим офтальмологом Джудой Розенталем, которого сыграл великолепный актер Мартин Ландау. Доктор Розенталь, как честный и добропорядочный человек, казалось бы, в своей биографии не имеет ни одного черного пятнышка. Однако жизнь ему порядком портит бывшая любовница, молодая, истеричная и требовательная. Не зная, как избавиться от нее, доктор обращается к своему родному брату за помощью. Тот недолго думая предлагает радикальное, но эффективное решение — убить назойливую женщину.
Вторая сюжетная линия развивается вокруг незадачливого режиссера Клиффа Стерна (его сыграл сам Вуди Аллен), который пробует себя в документальном жанре. Он лелеет мечту — снять фильм про своего любимого философа Луиса Леви. Стерн уже даже проработал до мельчайших деталей сценарий своей будущей картины. Вместо этого режиссеру приходится придумывать и снимать кино про брата своей жены Лестера, карьерному успеху которого он сам бесконечно завидует.
Очень символично, что один главный герой — офтальмолог, другой — режиссер. Обе профессии должны позволять Розенталю и Стерну видеть мир шире, однако они до конца фильма остаются слепы. Оба героя не смогли рассмотреть главные ценности в своей жизни.
Основным недостатком картины «Преступления и проступки» можно назвать то, что описанные сюжетные линии выстраиваются друг от друга в отдельности. Создается ощущение, что у Вуди Аллена было два небольших сюжета, которые с трудом дотягивали до полноценного сценария, и он объединил оба в один фильм. Герои обеих сюжетных линий встречаются лишь в конце фильма на свадьбе. Вообще трудно объяснить, почему эта картина была несколько раз номинирована на премию «Оскар», в том числе и за лучший сценарий, а Вуди Аллен должен был получить эту премию за лучшую режиссуру.
Нельзя сказать, что актерская игра здесь была безупречна и своим великолепием приводила в восторг зрителей. Сильно и на хорошем уровне сыграл Мартин Ландау, к слову, он был опять же номинирован на соискание «Оскара» за свою роль. Однако, даже несмотря на тщательно подобранный актерский состав, ни один персонаж этой картины не вызывает сочувствия.
В целом фильм, если можно так сказать, средненький. Ничего нового от Вуди Аллена зритель здесь не увидит. Операторская работа Свена Нюквиста также ничем не примечательна, были у него работы на более высоком уровне, за одну из которых, между делом, получил награду от Американской киноакадемии.
«Преступления и проступки» — спорная картина Вуди Аллена. Сам фильм совсем не оставляет приятного послевкусия или