Последний день на Земле 4:44 Last Day on Earth

oKino:
4.9
4.9/10
из 10
IMDb: 4.5 (3,439)
Смотреть онлайн
Сюжет
Двое живут в дизайнерском пентхаусе на Манхеттене. Обычный день, они вместе, они страстно влюблены друг в друга... Только весь мир знает об одной истине: завтра, ровно в 4:44 часа дня, человечество навсегда прекратит свое существование.
Трейлер (трейлер)
Кадры
Рецензии

4:44. Последний день на земле.


К теме апокалипсиса, популярной как в кинематографической среде, так и среди зрителей, успели обратиться десятки режиссеров, от Стивена Спилберга до Ларса Фон Триера. И если с фильмами, на подобии «Войны Миров» все предельно ясно — в них постановщики делают ставку на внушительные спецэффекты и звезд первой величины, то с темой конца света в арт-хаусе все не так. Наиболее известную попытку обратиться к ней с другой стороны кинематографа, предпринял как-раз таки Триер, причем вышло у него очень удачно. Пару лет назад, его «Меланхолия» имела большой успех, собрав отличную кассу и получив номинацию на золотую пальмовую ветвь в Каннах. Тогда все впечатление, впрочем, испортил сам Триер, но это уже совсем другая история. Модный тренд был задан, дело оставалось только за продолжателями. И они не заставили долго ждать. Первым оказался Абель Феррера, режиссер со стажем, но звезд никогда не хватавший, снявший фильм «4:44. Последний день на земле».

Как и Триер, Ферерра в первую очередь обращается к будничной стороне конца света, избавив своих героев от рушащихся на них домов и всяческих инопланетян. Практически весь фильм, в кадре находится Сиско, сыгранный Уильемом Дефо и Скай (Шэнин Ли). Скай поглощена рисованием — в преддверии конца света ее интересует только ее последний шедевр, призванный выразить состояние ее души. Сиско же находится в лихорадочном поиске истины. Круглые сутки он бодрствует, смотрит десятки телепередач, лихорадочно думает, пытаясь подвести все происходящее под какой-то вывод. Фактически, «Последний день» — это небольшой экскурс в человеческую психологию, исследующий характеры героев на фоне такого, мягко говоря, необычного события, как конец света. Даже в последние свои часы, герои умудряются находить время для пустых разговоров, бесконечных формальностей, жарких сор и таких же жарких примирений. Пассивная Скай, типичная творческая личность и показательный женский персонаж, концентрируется на своих чувствах и эмоциях, не отвлекаясь на суету внешнего мира. Сиско же — персонаж, открыто ей противопоставленный. Он полон энергии, сил, чисто человеческой и в первую очередь, мужской страсти к истине и осмыслении всего, что его окружает. Ферерра сталкивает зрителей с жизненной стороной апокалипсиса, не задавая никаких вопросов, и не давая на них ответов. Он просто наблюдает — а мы наблюдаем вместе с ним.

Кинопродукт известного независимого режиссера Абеля Феррары обыгрывает едва ли не самую популярную тему в кинематографе последних лет. Двое героев — мужчина и женщина, Сиско (Уиллем Дэфо) и Скай (Шэнин Ли), влюблены друг в друга и готовы прожить последний день своей жизни вместе под одной крышей. Шутка ли — ровно в 4:44 утра озоновый слой нашей планеты исчезнет, а вместе с ним прекратит существование и человеческая цивилизация. О том, кто и как встречает последний в своей жизни день, вечер и утро рассказывает медитативная драма Феррары.

«4:44» не избежать неминуемого сравнения с недавней «Меланхолией» Ларса фон Триера, ведь обе картины венчает тема эсхатологии (конца света), оба фильма повествуют о горечи одиночества перед финальным оборотом планеты вокруг своей оси. Впрочем, общая тема далеко не всегда роднит фильмы; в нашем случае «Меланхолия» и «4:44» сняты абсолютно разными людьми с разными взглядами на жизнь. Именно в контексте триеровского творения любопытно было взглянуть на мнение Феррары. К примеру, лента датчанина снята на лоне природы, в замке, на фоне свадьбы и семейных страстей под эпическую музыку. В «Меланхолии» неизвестно, когда именно настанет конец света, но наличие второй планеты на небосклоне сигнализирует о скором апокалипсисе, который, увы, уже случился в душах некоторых из персонажей.

«Последний день на Земле», напротив, абсолютный антипод фильму Триера. Герои этого опуса даже с точностью до минуты знают, когда падёт финальный занавес и с долей самоиронии и издевательства продолжают вести обычную деятельность. В одном кадре главная героиня, Скай, экспериментирует с красками в своей новой картине; в другом, Сиско, взрослый мужчина, делает последние записи в журнале. В одном эпизоде Скай не может определиться с выбором платья, а Сиско щепетильно бреется перед зеркалом. И вместе с этим ничто, кроме настроения и разговоров героев не выдаёт приближающийся апокалипсис: так же исправно работают телевидение, доставка на дом и извечный скайп.

К слову, программой Skype постановщик изрядно надоедает зрителям, уделив ему слишком много экранного времени. Злоупотребляет общением по интернету именно главный герой, то ли артист, то ли писатель, который попеременно звонит бородачу с собачкой, какой-то компании, бацающей на банджо, а после набирает дочь и бывшую жену, вызывая истерику у нынешней пассии.

Наблюдать за этим ещё более любопытно, поскольку кое-что наши герои делают в последний раз в жизни. Дочь жалуется отцу на то, что так и не познала любви, друзья Сиско выпивают алкоголь и нюхают кокаин, героиня Пас-де ла Уэрта вываливается из бара в нетрезвом состоянии, а Сиско и Скай в последний раз занимаются сексом.

Примечательно, что львиная доля (90% экранного времени) «4:44» снята в пентхаусе на Манхэттене; на связь с внешним миром указывают постоянно включенные телевизоры, из которых, как бы споря напоследок, вещают защитник окружающей среды Ал Гор и Далай-Лама. Первый злобно намекает, что давно пора было задуматься над экологией, другой словно успокаивает человечество, рассуждая о карме и судьбе. В массе звуков, источаемых из уст диктора в ТВ-новостях, музыки, изречений Далай-Ламы и Гора, герои весьма непринужденно, даже небрежно, встречают конец света. Лишь дважды Сиско выбирается из своей дизайнерской квартиры: когда сосед прыгает с крыши и когда решает наведаться к своим друзьям. Те, в свою очередь, твердят ему о том, что конец мира берет истоки с его же сотворения и т. д.

Куда красноречивее смотрится эпизод с разносчиком еды, молодым азиатом. Всё происходит как всегда, но две детали прекрасно дают знать о катастрофе: Сиско даёт ему огромные чаевые и пускает незнакомого ему парня к скайпу попрощаться с близкими.

Напоследок автор «Плохого лейтенанта» преподносит вполне стандартный набор житейского бытия в мире: на площади Св. Петра собрались верующие послушать понтифика, где-то громыхает война, сотни людей бродят со свечами по улицам и т. д. Пожалуй, единственным необычным визуальным явлением в фильме оказывается зеленое свечение в небе и финальная нарезка кадров, подводящая итог всей истории.

Ленту Феррары, увы, оценят лишь самые преданные фанаты его творчества, так как картина снята весьма субъективно, местами скучно, медленно с затянутыми крупными планами и медитациями в псевдодокументальной манере. В ряду апокалиптических кинолент «4:44» смотрится пессимистично, грустно и невзрачно. Хотя, кто знает, может быть, автор именно этого и добивался. Ведь не каждому концу света заканчиваться эффектно и с эпическим размахом.

«Последний день на земле» — это еще одна попытка проекции возможного конца света на кинематографическую реальность. На этот раз свою редакцию развития событий излагает американский режиссер Абель Феррара.

Двое влюбленных героев (Уиллем Дефо и Шэнин Ли) живут в пентхаусе на Манхеттене. Обычный день, они вместе и страстно влюблены друг в друга… Только весь мир знает об одной истине: завтра, ровно в 4:44 часа дня, человечество навсегда прекратит свое существование.

Что самое удивительное, даже зная о скором конце, люди продолжают жить обычной жизнью: ТВ-каналы не перестают транслировать новости, магазины — продавать за деньги, которые уже завтра будут не нужны, художники — рисовать картины, которые… впрочем, картины — это совсем другое.

Вся драматургия ленты построена на тонких чувствах и анализе психологии человека: как он ведет себя перед лицом неумолимой смерти? О чем думает? Какие выводы делает? Ведь, по сути, вся наша жизнь — это жизнь перед концом света. Личным концом света, именуемым — смертью.

Фильм "4:44" у Ферраро получился напряженный и чувственный, он оставляет тяжёлый осадок и вместе с тем увлекает своим сюжетом.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы