Подглядывающий Peeping Tom
В современном мире с бешеной скоростью растет популярность
Чуть больше пятидесяти лет назад известный британский режиссер Майкл Пауэлл решил снять фильм о человеке, получающем истинное наслаждение от наблюдения за другими. Так появился криминальный психологический триллер «Подглядывающий». Если бы эта лента вышла в наше время, режиссеру была бы огромная честь и хвала. Но в 1960 году люди еще не понимали того, что Пауэлл хотел им показать своей картиной, поэтому после нее его карьера пошла под укос. И только через много лет зрители и критики оценили по достоинству потрясающий фильм, который стал новой вехой в истории кинематографа.
Сюжет картины погружает зрителя в темный и мрачный мир Марка Льюиса, кинооператора, фотографа и начинающего документалиста. Будучи сыном знаменитого профессора психиатрии, он с раннего детства видел странные опыты своего отца, некоторые из которых испытал и на себе. Из этого периода жизни он вынес тяжелые травмы, существенно повлиявшие на его последующее существование. С виду Марк очень скромный и тихий, у него несмелая походка, кроткий взгляд, он не вызывает никаких плохих предчувствий. Но под маской этого скромника кроется настоящее зло.
Марк имеет необычное пристрастие — он любит следить за людьми. Но это не единственное, чем ограничиваются его странности. Он подозрительно повсюду таскает за собой портативную кинокамеру, никогда не разлучаясь с ней и рассказывая всем, что снимает документальный фильм. Но камера нужна ему не для этого, а его документальная картина — это всего лишь съемки предсмертного ужаса тех жертв, которых он убивает. Снимая их смерть, он превращает объектив в своих руках в магическую ловушку душ. Когда в горло умирающей девушки впивается нож и ее глаза вытаращиваются от безумного страха, жизнь покидает ее, а в камеру улетает некая сущность, душа, сила жертвы. И когда потом Марк прокручивает кадры из пленки, он сам питается той молодостью и мощным ужасом, которые изъял у девушек. Надо сказать, что Карлхайнц Бём безупречно сыграл психованного маньяка, скрывающегося под обличьем тихого и скромного парня.
В картине «Подглядывающий» впервые появились те приемы и мысли, которые позже распространились во многих фильмах и создали целый жанр. В этой ленте Пауэлл обращается к непростой теме психоанализа, рассматривая внутренний мир Марка и делая его камеру мощным символом. Этот предмет объединяет в себе и орудие убийства, и средство, помогающее фиксировать последние мгновения жизни, и мощный источник ужаса. Таким образом, режиссер прекрасно развивает и тему страха, расшевеливая чувства и мышление зрителя. Технически фильм снят превосходно, но сама подача материала была необычной для тогдашнего времени. В картине главный герой является маньяком, и повествование ведется от его имени, позволяя видеть мир его глазами. Такой прием испугал зрителей и критиков, надолго скрыв от всех этот шедевр.
Пересматривая фильм «Подглядывающий» в наше время, можно назвать его не иначе, как замечательной классикой жанра, ведь даже сегодня он удивляет и шокирует.