В 1968 году на экраны вышел фантастический фильм «Планета обезьян», в котором описывалось некое постапокалиптическое будущее, в котором люди оказались в роли слабой вымирающей расы, а жуткие человекоподобные существа создают свой мир, похожий на мир обычных людей. Два года спустя появился сиквел под названием «Под планетой обезьян». Несмотря на внушительный коммерческий успех, второй фильм был негативно воспринят критиками.
Действие в ленте «Под планетой обезьян» разворачивается не на абстрактной планете, а непосредственно на Земле в 40 в. от Рождества Христова. Из-за аварии космического корабля на Землю попадает один астронавт — сержант Брент (Джеймс Франсискус). Он еще не успевает понять, как жить на этой неизвестной планете, как уже встречается с Новой (Линда Харрисон). Через некоторое время Брент узнает о существовании «Заброшенного города». В действительности это оказывается Нью-Йорк, где в катакомбах метрополитена прячутся люди, поклоняющиеся атомной бомбе. Люди мутировали, благодаря чему у них появилась способность общаться при помощи телепатии. В это время обезьяны отправляются войной на уцелевших людей. Битва двух совершенно непохожих друг на друга разумных существ быстро превращается в битву на выживание, в которой победа не гарантирована ни одной из сторон.
Фильм «Под планетой обезьян» имел все шансы стать зрелищным фильмом-катастрофой, но этого не произошло. Дело вовсе не в технической слабости кинокомпании, хотя это тоже важно. Портит впечатление от картины, прежде всего, слабость сценария. Пьер Буль и Пол Ден создали претенциозный текст, в котором не было возможности раскрыться характерам персонажей. В свою очередь постановщик фильма Тед Пост, который больше известен в качестве телевизионного режиссера, сознательно или нет, сделал фильм, состоящий из ряда клише. Люди в этой ленте не производят впечатления напуганных созданий, существование которых находится под угрозой. Обезьяны, которые должны восприниматься опасными антагонистами, удивляют предсказуемостью своих поступков и совершенно тривиальной агрессией против людей и всего, что было ими создано. Самое неприятное в этом фильме — пафос, который присутствует почти в каждой сцене и во многих репликах героев. Иногда складывается ощущение, что картина «Под планетой обезьян» принадлежит не к фантастическим фильмам, а к жанру пеплум.
В результате фильм «Под планетой обезьян» получился очень слабым. Эта лента, разумеется, принадлежит к жанру фантастических фильмов, но этого мало, чтобы стать интересным кинопроизведением. К сожалению, философская, а равно и драматическая, составляющие сюжета остались практически неразвиты. Слабая мотивировка персонажей препятствует тому, чтобы фильм превратился в хороший триллер, а невразумительно реализованная борьба между людьми и обезьянами не дает ему права называться боевиком. Видимо, осознавая положение дел, компания Twentieth Century Fox год спустя выпустила продолжение франшизы — фильм «Бегство с планеты обезьян», который снимал Дон Тейлор. В новой ленте были усилена проблематика, а конфликты между героями получили больший накал.