Плен Полон (Captum)
Слово «сaptum» в переводе с латыни означает «захваченный», «плененный». Людям, которым довелось пройти ужас плена, посвятил режиссер Анатолий Матешко этот фильм. Картина была снята всего за семь дней на черно-белую пленку, и во время Одесского международного кинофестиваля 2015 года произвела большое впечатление на зрителей и членов жюри. Главные роли исполнили Остап Ступка, Лариса Руснак, Владимир Горянский.
В основу страшного сюжета легли события на востоке Украины. Молодые парни, вместо того, чтобы учиться, спокойно работать и создавать семьи, вынуждены отправляться в зону боевых действий, ежедневно ходя в обнимку со смертью. Здесь, в эпицентре военных действий, не так страшно умереть под пулями, как попасть в плен к боевикам-террористам.
Герои фильма, домохозяйка и учитель химии, получают известие, что их сыновья попали в плен, и никто, кроме родных, в данный момент им помочь не сможет. Мужчина и женщина немедленно выезжают, чтобы спасти детей, но сами становятся заложниками террористов. В сарае, куда попадают пленные, находятся еще люди: американский музыкант, журналист, пожилой человек, двое волонтеров, парень с кошкой и раненый украинский солдат. Люди, к которым они попали, похоже, давно потеряли человеческий облик и чувство сострадания. Для них пленные – это куски живого мяса, которыми они забавляются в свое удовольствие, пуская по минному полю на спор, кто подорвется первым. Оставшиеся еще в живых прекрасно понимают, что шансов выжить или убежать от этих извергов очень мало. И все-таки надежда умирает последней…
Если зрителя не получается увлечь, его следует напугать
В украинский прокат вышел многострадальный во всех отношениях фильм Анатолия Матешко «Captum» («Плен»). Появление каждой отечественной картины на большом экране — уже событие общенационального масштаба, поэтому многие стараются не вдаваться в подробности, насколько качественным получился очередной «шедевр». Но спекуляция на теме войны в неспокойное время никому еще не сходила с рук. Разумеется, вступительное слово съемочной группы на премьере убеждало, что сюжет попытались вырвать из рамок «локального происшествия», максимально обобщить события и не конкретизировать образ врага. Впрочем, если это попытка уйти от ответственности за снятое, то и она не увенчалась успехом.
На ОМКФ 2015 года, где состоялась премьера «Плена», создатели представляли фильм как притчу, драму, документальный портрет событий, происходящих сейчас на Донбассе, или вовсе фарс, действующий на всех зажравшихся, поданный под соусом шоковой терапии. Такое жанровое смешение, вероятно, должно было обеспечить лояльность и заставить зрителя выбрать то направление, которое наиболее ему резонирует. Пока ясно только одно: для притчи не хватило глубины, для драмы — выразительного финала, а для документального очерка выдалась перебором игра исключительно театральных актеров Остапа Ступки и Владимира Горянского.
Картина Анатолия Матешко — попытка ответить на вопрос: что происходит с человеком, волей случая оказавшимся в плену?. Женщина средних лет вместе с проводником («своим человеком») отправляется в зону боевых действий, дабы выкупить из заточения единственного сына. Хлев с заложниками охраняют двое боевиков, которые каждый вечер здорово веселятся, делая ставки на жизнь тех, кого они стерегут. Ощущая власть и безнаказанность, военные бросают и новоприбывших к остальным пленникам, туда, где уже нет надобности носить маски доброты, приличия и человечности.
Глубину авторского высказывания, благо, определяет зритель, а посему даже цитирование Евангелия от Матфея не поможет, когда у немногочисленной публики премьеры возникает отторжение и внутренний протест. Кроме того, библейская цитата «Какой мерой меряете, такою и вам отмеряно будет» изначально сказана в контексте несправедливого суда над ближним. Здесь суд происходит над врагом, он неминуем и более чем заслужен. Финал, который предлагает режиссер для своих антагонистов, и эпиграф, взятый из Священного Писания, рождает в голове окончательную сумятицу, исключая претензию на масштабность, «заложенную в смету».
Во время просмотра «Плен» кажется абсолютным синтезом эстетики Ларисы Шепитько, Алексея Балабанова и украинского поэтического кино
На премьере исполнители главных ролей говорили, что в жизни есть черное и белое. Несмотря на это, создатели решили акцентировать внимание публики исключительно на черном цвете. В ленте «Плен» вы, к сожалению, не найдете хороших персонажей. Ведущий телеканала вымогает сдаться с потрохами военного, убивая в порыве ярости кошку. Мать, попавшая в плен, готова отдаться боевику ради призрачного обещания увидеть сына. Боевики, не желающие идти на компромисс с принципами, размахивают двустволками, но не забывают подкармливать птиц (зима ведь, в
Персонажи однобоки и статичны, ни о какой трансформации, первой необходимости качественной сценарной основы, вообще не идет речи.